secretmag.ru
Опубликовано 28 февраля 2024, 09:00
6 мин.

Как поставить человека на место без хамства и мата? Гайд от психолога

Психолог объяснила, как ответить на хамство коллегам, друзьям или родственникам и не спровоцировать ссору. С разными формами хамства можно столкнуться где угодно — даже в общении с близкими людьми. Родители заботливо, но не очень тактично намекают, что стоит подумать о детях. Друзья вместо поддержки вздыхают о том, что вы не смогли успешно справиться с задачей. Коллеги начинают критиковать ваши идеи ехидными фразами. Всё это выбивает из колеи и заставляет метаться между «промолчать» и «поругаться». Как отвечать на хамство в зависимости от его формы и ситуации и почему мы с ним сталкиваемся, «Секрету фирмы» рассказала клинический психолог Юлия Харитонова.

клинический психолог, диетолог, специалист по коррекции пищевого поведения

Что такое хамство и откуда оно берётся

Хамство — это грубое и неуважительное отношение к окружающим, построенное на оскорблениях и агрессии. Такая грубость не всегда выглядит как открытое нападение. Иногда хамство успешно маскируется даже под шутки или комментарии, выглядит как пассивная агрессия или унижающая забота.

Хам целенаправленно, продуманно причиняет другим людям боль и вред, может проявлять выраженную эмоциональную, вербальную, сексуальную или физическую агрессию или даже совершать противозаконные и опасные действия. Более того, он может получать садистское удовольствие от того, что он делает.

Человек может использовать хамство для манипуляций, чтобы достичь своей цели любой ценой и использовать других.

Причины хамства

Причины хамства бывают разными. Одна из них — детские травмы.

Если ребёнок в детстве часто сердился, требовал своего и родители постоянно шли у него на поводу вместо того, чтобы разобраться в его неудовлетворённых потребностях, то он начнёт считать, что ему все должны. Тогда хамство становится привычным стилем поведения уже во взрослом возрасте. В свою очередь, не получившие достаточно внимания родителей дети могут стремиться при помощи хамства мстить за прежние обиды.

Другая причина хамства — сосредоточенность на себе.

Люди хамят, поскольку их мучает внутренняя боль: их чувства обесценивали, их не слышали, не уважали, подавляли.

Также хамство процветает, поскольку люди сейчас больше уделяют внимания своим гаджетам, чем коллегам или просто собеседникам. Многие сосредоточены на себе, настаивают на немедленном удовлетворении своих потребностей и не готовы подождать. Часто бывает, что руководитель требует от коллег мгновенного подписания документов, принятия решений. Если этого не происходит, то он грубит и кричит. Грубость становится способом выразить его разочарование, когда мир не совсем соответствует его желаниям.

Также хамство могут вызвать стресс и выгорание, подавленность, недостаток сна.

Если сложить все эти факторы вместе, то остаётся и мало энергии, и мало терпения, и нет сил, чтобы быть вежливым. Поэтому люди скатываются на более простой уровень функционирования, где легче быть грубым и пренебрежительным, чем быть вежливым. Когда чувствуешь нехватку энергии, легко в отчаянии наброситься на других.

И вдобавок на поведение влияют и фильмы, и медиасреда. Видя насилие как шоу и фильмы, прославляющие жестокость и хамство на экранах, люди становятся к этому менее чувствительны и в повседневной жизни.

Как поставить человека на место

Тактика действий с хамом и возможные ответные фразы для него будут зависеть от того, в какой форме он выражает своё неуважение.

Прямое оскорбление

Вам говорят, что вы тупите, вы плохо сделали что-то. Знайте: хам скорее выплёскивает собственные эмоции, чем пытается улучшить результат вашей работы.

Рекомендую сказать: «Стоп. В таком тоне я не воспринимаю информацию. Поговорим, когда вы успокоитесь».

Речь должна быть краткой и ёмко отражать то, что вы действительно не собираетесь терпеть ни злорадство, ни вызов. Скажите, что вы зайдёте в другой раз, когда человек успокоится.

Не нужно издеваться в ответ: просто констатируйте факт оскорбления и откажитесь это терпеть дальше.

Так, с одной стороны, вы будете противостоять речевой агрессии. А с другой стороны, вы покажете свою силу воли, терпение, выдержку, хладнокровие, и это сыграет вам на руку.

Агрессивная атака

Коллега во время обсуждения проекта заявляет: «Это худшая идея, которую я слышал, она не сработает».

Ответить на такое замечание нужно осторожно, но твёрдо: «На данный момент, изучив доступные данные, я вижу это предложение наиболее подходящим. Если есть конкретные вопросы, а не просто частное мнение, то мы можем это обсудить».

В ситуации агрессивной атаки важно не бросаться доказывать свою правоту, а подчеркнуть несостоятельность аргументов нападающего. Это его личное мнение, а факты говорят за ваше продуманное предложение.

Пассивная агрессия

Ваш собеседник интонацией выражает свою агрессию, сообщая с вызовом и подозрением во время обсуждения: «Мы по своим каналам проверим то, что вы нам рассказали».

Можно сказать: «Мы именно на это и рассчитывали. Вам дать контакты тех, через кого это можно проверить?»

В подобных случаях лучше всего согласиться, чтобы убрать повод для агрессии, и углубиться в детали, которые вы хорошо знаете.

Унижающая забота

В этом случае вы слышите небольшие упрёки в стиле:

  • «Все сделали, а ты не сделал».
  • «Как же ты так неудачно выступил».
  • «У всех получилось, а у тебя — нет».

Упрёки могут быть замаскированы под доброжелательные замечания или заботу. Например, мама может ласково говорить своей уже взрослой дочери:

  • «Лучше бы работу себе другую нашла вместо походов по театрам».
  • «В твоём положении о детях надо думать, а не о карьере».
  • «Тебе надо поярче одеваться вместо этой хламиды».

Конечно, это оскорбляет и принижает дочь, заставляя терпеть такое отношение под видом заботы.

Здесь нужно поставить резкий барьер.

Рекомендую использовать так называемые я-сообщения и говорить:

  • «Я разозлюсь, если ты будешь так продолжать».
  • «Я не буду с тобой общаться, если ты будешь так говорить мне».
  • «Я запрещаю тебе так разговаривать со мной».
  • «Стоп, я больше не собираюсь это слушать».

Не нужно кричать о глубоком возмущении и говорить: «Немедленно прекрати так со мной разговаривать», «Кто тебе дал право мне хамить». Это, скорее всего, даст обратный результат — вы услышите в ответ: «Что хочу, то и говорю», «Не тебе меня судить». В итоге разговор перейдёт в долгую ругань.

В ответ на «Не затыкай мне рот, у меня есть моё мнение» можно коротко сказать: «Ясно», «Оставайся со своим мнением. Наедине».

Перебивание

Если вас перебивают, хотят перехватить инициативу, это тоже агрессивное поведение. Вы можете сказать на это: «Нет, так у нас разговор не получится, не перебивайте».

Ещё хорошо работает техника констатации факта: «Вы снова меня перебили. Я всё-таки закончу свою мысль». Так вы подтверждаете, что вы не будете терпеть такое отношение к себе, не будете общаться в подобном стиле.

Можно порицать за такое поведение человека косвенно: «Ты, кажется, чем-то недоволен». Или можно выразить сомнения в серьёзности намерений того, кто на вас кричит и перебивает:

  • «Вы серьёзно говорите?»,
  • «Это действительно угроза?»,
  • «Вы хотите меня обидеть?».

Насмешка

Это очень неприятная форма агрессии. Насмешка вызывает у человека стыд, он чувствует себя оскорблённым. Смех, хохот, обидное передразнивание, намёк на глупость, издёвка могут очень ранить человека. Поэтому здесь очень важно понять: вас ранит не остроумное выражение, а плевок ядом.

Коллеги могут шутить над похудевшей сотрудницей: «Тощая корова ещё не лань», «Похудеть — не значит поумнеть».

Ответить можно так: «Правда? А ты попробуй! Тебе понравится!» Или ответить с улыбкой: «Уверена?»

Ещё одна распространённая ситуация, когда во время обсуждения проекта коллеги насмехаются: «Хотела сформулировать предельно ясно, а получилось как всегда?» Ответить можно очень корректно: «Что в этом предложении вам конкретно неясно?»

Не думайте, что вы проявляете слабость, не отвечая на насмешку язвительной шуткой. В коммуникации выигрывает тот, кто не теряет энергию и управляет ситуацией.

Приёмы ненасильственного общения помогают нам ёмко и точно ответить на хамство так, чтобы человек поостерёгся в следующий раз нападать. Вы почувствуете свою силу, уверенность и спокойствие вместо испуга перед таким поведением. Многим людям это помогает добиться карьерного роста вместо того, чтобы уйти из компании, хлопнув дверью.

Рекомендую тренироваться — ведь тогда в непредвиденной ситуации уместный ответ возникнет у вас автоматически.