secretmag.ru
Опубликовано 19 декабря 2017, 14:54

Как отмена сетевого нейтралитета в США ударит по всему интернету

— комментирует Александр Лямин

15 декабря Федеральная комиссия по связи США (FCC) решила отменить принцип сетевого нейтралитета (Net neutrality), утверждённый в 2015 году. Инициатива, принятая большинством голосов (три против двух), позволит интернет-провайдерам обрабатывать разные типы трафика с разным приоритетом (например, искусственно замедляя доступ) на основе различных тарифных планов или других коммерческих предпочтений, а то и просто блокировать доступ к ресурсам или сервисам, которые не входят в ваш тарифный план. Например, можно будет перекрыть доступ к торрентам или сервисам конкурентов.

Как отмена сетевого нейтралитета в США ударит по всему интернету

15 декабря Федеральная комиссия по связи США (FCC) решила отменить принцип сетевого нейтралитета (Net neutrality), утверждённый в 2015 году. Инициатива, принятая большинством голосов (три против двух), позволит интернет-провайдерам обрабатывать разные типы трафика с разным приоритетом (например, искусственно замедляя доступ) на основе различных тарифных планов или других коммерческих предпочтений, а то и просто блокировать доступ к ресурсам, которые не входят в ваш тарифный план. Например, можно будет ограничивать доступ к торрентам или сервисам конкурентов.

Как всё начиналось

Концепция сетевого нейтралитета зародилась вместе с коммерческим интернетом в середине 90-х. В тот период как раз сложилась дихотомия Сети: интернет стал делиться на операторов связи и поставщиков контента. Например, Comcast и Google, «Ростелеком» и «Яндекс».

В первые годы существования интернета провайдеры были королями. Всемирная паутина только начинала строиться, на услуги связи был высокий спрос, а предложений было ограниченное количество. Однако с конца 90-х ситуация начала меняться. Победителями в гонке за прибылью стали производители контента — например, Google и Facebook (в России — «Яндекс» и Mail.ru). Рынок услуг доступа в интернет насытился, и, соответственно, произошло перераспределение прибыли.

Безусловно, операторов этот поворот категорически не устраивал, и они всеми силами старались удержать свою доходы. Некоторые из них пытались сами стать поставщиками контента. Например, «Мегафон» разрабатывал собственную почтовую платформу. Однако эти эксперименты не увенчались успехом. Как говорится, not in the DNA: для разработки подобных сервисов у провайдеров просто нет необходимых компетенций.

Сетевой нейтралитет

Потерпев поражение, телекоммуникационные компании стали пользоваться отсутствием законодательно закреплённого сетевого нейтралитета. Можно, например, вспомнить  многосерийный конфликт между операторами связи и «Яндексом», когда первые собирались брать дополнительную плату с интернет-компании за доступ к её сервисам с «более высокой скоростью».

В США в 2000-х ситуация сложилась аналогичная: рынки России и Штатов движутся по схожим орбитам, но с разными скоростями. В 2015 году FCC ответила на попытки приоритизации трафика на американском рынке тем, что ввела принцип нейтральности в интернете (Net neutrality), подразумевающий, что любая информация считается одинаково важной — независимо от того, кто её распространяет.

Net neutrality переводит услуги доступа связи в ранг common carrier. Это означает, что фактически доступ в интернет приравнивается к пользованию сетями почтовых отправлений, автодорогами, коммунальными услугами. Это чёткий статус, определяющий законом равный доступ к различного рода услугам — вне зависимости от типа, размера и характера владельцев. Статус common carrier должен был защитить интернет от проявлений нечестной коммерции со стороны поставщиков услуг.

Отмена Net neutrality

Принцип нейтральности в интернете работал до тех пор, пока FCC не выпустила документ, цинично озаглавленный Restoring Internet Freedom, в котором призвала отказаться от Net neutrality и позволить операторам связи определять, как должен работать интернет.

Последовала скоротечная война в медиа, с массой искусственно синтезированных комментариев в соцсетях, с пропагандой, достойной Геббельса. Победили сторонники FCC. Новые правила были приняты в режиме «турбо».

Теперь интернет-провайдеры вправе повышать плату для ряда поставщиков контента за быстрый доступ к их ресурсам, блокировать или замедлять пользователям доступ к определённым сервисам. Более того, акт запретил отдельным штатам вводить своё регулирование Сети. И это более чем странно. Основное развитие интернета идёт сейчас на уровне доступа последней мили, то есть в пределах юрисдикции каждого из штатов.

Почему это плохо

Есть два очевидных следствия отмены сетевого нейтралитета. Первое — более медленный интернет за большие деньги. Второе — абсолютная непрозрачность регулирования трафика со стороны провайдеров (скорость доступа к тем или иным страницам в интернете зависит от них).

При этом с технической точки зрения достойного обоснования для внедрения новых правил нет. Как показала практика, чтобы вводить классы сервисов и приоритизировать трафик, провайдерам требуется гораздо более дорогое оборудование. Сеть будет сложнее эксплуатировать, сбои будут случаться чаще.

Думаю, американское операторское лобби, продвинувшее этот акт через FCC, ждёт большое разочарование. Прибыль, на которую они рассчитывают, получить будет очень сложно. История доказывает, что существенно увеличить доход в долгосрочной перспективе можно только через развитие технологий, которые помогают людям в повседневной жизни.

Как отмена Net neutrality в США затронет пользователей в России

В России пока нет чёткой регуляторной базы, определяющей принцип  Net neutrality. Может показаться, что у нас вообще нет такой проблемы. Но дурной пример заразителен.

У меня нет сомнений в том, что опыт Штатов вдохновит наших операторов на новые попытки изъять «излишки» выручки у поставщиков контента и конечных пользователей. И нужный закон при необходимости будет принят. Обнадёживает только то, что российский рынок, в отличие от американского, сильно сегментирован. Возможно, у конечного потребителя будет возможность проголосовать кошельком.

Самые важные новости и лучшие тексты «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Фотография на обложке: JoeBakal / Shutterstock