Как борьба с фирмами-однодневками ударила по всем компаниям
— объясняет юрист Василий НеделькоНалоговики давно борются с компаниями, у которых нет офисов по адресу регистрации. Их цель — фирмы-однодневки. Но в последние месяцы эта борьба начала мешать работе нормальных организаций, честных налогоплательщиков, которым по тем или иным удобно работать не там, где они зарегистрированы.
Налоговики давно борются с фирмами, не находящимися по адресу регистрации. Их основная цель — фирмы-однодневки. Но в последнее время эта борьба начала мешать работе нормальных организаций, честных налогоплательщиков.
Что происходит
В российском законодательстве нет термина «юридический адрес», но он давно вошёл в обиход и обозначает адрес, указный в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В противовес юридическому адресу используется термин «фактический адрес» — это то место, где организация находится на самом деле.
Почему не все компании указывают свои фактические адреса в качестве юридических? Причин может быть много. Часть носит субъективный характер. Перечислю несколько основных.
-
Бизнесу не всегда нужен офис. Например, небольшим интернет-магазинам, организаторам тренингов или промысловикам он часто ни к чему. При этом использование домашнего адреса в качестве адреса юридического лица по каким-либо причинам может быть невозможным.
-
Организация приобретает земельный участок с целью его застройки или перепродажи. Офис пока не нужен, а по месту нахождения земельного участка без строений зарегистрироваться невозможно.
-
Фирма фактически переехала (например, из Москвы в Московскую область), но не хочет менять адрес, так как боится нарваться на выездную налоговую проверку.
-
Собственник офиса по каким угодно субъективным причинам не разрешает арендатору использовать адрес своего помещения в качестве юридического, а арендатор не готов бороться с собственником за свои права.
-
У владельца бизнеса несколько аффилированных компаний, зарегистрированных на подконтрольных людей. Например, для участия в конкурсе от имени нескольких юридических лиц. Нельзя, чтобы они имели один адрес.
Вялотекущая борьба с организациями, которые не находятся по юридическому адресу, велась всегда. Но раньше налоговая и банки чаще всего входили в положение, поэтому до сих пор в анкетах и реквизитах можно увидеть две графы: юридический и фактический адрес.
Спрос рождает предложение, поэтому давно существует рынок продажи юридических адресов. За сумму от 5000 до 40 000 рублей организациям предлагают комплект документов и набор услуг, позволяющих зарегистрировать фирму по «покупному адресу» и открыть счёт в банке. По моему опыту, не менее 30% организаций используют покупные юридические адреса. Проблемы у них начались примерно полтора года назад.
1 января 2016 года налоговая служба получила право приостанавливать государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ компании на срок до одного месяца, чтобы провести проверку достоверности представленных сведений, в том числе для проверки данных о юридическом адресе. Налоговики могут опрашивать руководителей, участников ООО, осматривать помещения по адресу регистрации, проводить экспертизу представленных документов. На практике эти нормы применяются с мая прошлого года, когда вышел соответствующий приказ ФНС, а в острую фазу борьба с фирмами, использующими юридические адреса, вошла в феврале 2017-го.
Приведу два примера из собственной практики.
«Вы нам не интересны, мы вас к себе не возьмём»
Примерно такой репликой закончилось недавно собеседование руководителя и собственника ломбарда в одной из территориальных налоговых инспекций Москвы. Предприниматель нашёл новое помещение для своего бизнеса и, как дисциплинированный налогоплательщик, подал документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом адресе юрлица.
Законный срок регистрации — пять рабочих дней с момента подачи заявления. За это время налоговая должна либо зарегистрировать изменения в реестре, либо написать мотивированный отказ, либо приостановить регистрацию на срок до одного месяца.
Регистрирующий орган направляет запрос в территориальную налоговую инспекцию с требованием подтвердить или опровергнуть сведения о новом заявленном месте нахождения юрлица.
В теории сотрудники отдела оперативного контроля должны выехать на место, проверить, реально ли расположен офис фирмы по указанному адресу, и дать соответствующий ответ. На практике, если данный адрес числится «адресом массовой регистрации» (то есть на нём есть более пяти фирм) или у налоговиков банально не хватает времени, они отвечают на запрос, что адрес не подтверждён, и регистрирующий орган отказывает в регистрации со ссылкой на представление недостоверных сведений.
Именно так и произошло в данном случае. Проверки адреса не было, но предприниматель получил отказ в регистрации.
Руководитель пошёл на приём в налоговую, где его провели по четырём кабинетам на двух этажах. Он заполнял анкеты, давал пояснения, предоставлял дополнительные документы — доказывал, что он существует, что он не номинал и ломбард уже работает по новому адресу. На финальном собеседовании ему неформально заявили, что у него в прошлом году была низкая прибыль, налоговой такие фирмы не интересны и что они его к себе не возьмут.
Это абсолютно незаконно. Налоговая не имеет права выбирать себе налогоплательщиков, это же не ночной клуб с фейсконтролем. Но истинную мотивацию своих действий налоговики озвучили устно. Поводом для отказа послужили якобы недостоверные сведения о юридическом адресе.
Мы предложили нашему клиенту обжаловать отказ, но предприниматель решил не терять время и повторно подал документы на регистрацию. Теперь уже собственник помещения съездил в налоговую и подтвердил, что ломбард реально сидит в его помещении и успешно функционирует. Заранее представил необходимые документы.
Но через пять рабочих дней мы опять получаем отказ: из-за наличия у регистрирующего органа «подтверждённой информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе, предусмотренных п.п. «в» п. 1 ст. 5 ФЗ от 05.08.2001 №129 ФЗ». В переводе на русский язык это означает, что налоговая считает, что фирма там не находится.
Мы были в полном недоумении, и владелец ломбарда опять пошёл на разборки в налоговую. Вальяжный инспектор ему заявил: «Мы же говорили, что вы нам не интересны. Если что-то не нравится – идите в суд». Расчёт налоговой прост: судиться мало кто захочет. Если суд решит, фирму, конечно, поставят на налоговый учёт, но на это уйдут месяцы.
К сожалению, предприниматель в суд решил не ходить: боится поссориться с налоговой. Решил пока оставить всё как есть. Поставил ломбард на учёт в налоговую как обособленное подразделение. Это ему позволили сделать, так как в этом случае он будет отчитываться по налогам в другой инспекции и будет там «портить статистику».
Проблема здесь в том, что налоговики заставили нашего клиента нарушить закон. Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. В данном случае организация не имеет другого места нахождения, кроме помещения ломбарда. По адресу, указанному в ЕГРЮЛ, организация уже не находится — значит, она предоставила заведомо ложные сведения в реестр.
Бедный клиент
У Сергея небольшой интернет-магазин. Он арендует офис в бизнес-центре, но исторически сложилось, что его фирма была зарегистрирована по другому адресу, который недавно был признан адресом массовой регистрации. Налоговая провела в здании выездной рейд, переписала всех, кто там находится, а остальным внесла запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, содержащихся в реестре, — фактически поставила чёрную метку. Испугавшись проблем с банками и контрагентами, Сергей подал заявление на смену адреса, указав адрес реально арендуемого офиса.
И тут история повторяет ситуацию с ломбардом. Опять отказ. Опять собеседование, на котором бизнесмену было сказано, что он «неперспективный налогоплательщик». Во-первых, в прошлом году у него был убыток, во-вторых, сведения о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ, в-третьих, Сергей был директором фирмы, которая год назад была исключена из реестра как недействующая. Такие «клиенты» налоговой не нужны.
Повторная подача документов ничего не дала — опять отказ из-за адреса.
Сергей настроен более решительно, чем владелец ломбарда, так как ему деваться некуда. Мы будем обжаловать отказ.
Будет хуже
В последнее время мы сталкиваемся с массовыми отказами и при первичной регистрации. Если налоговая не успевает проверить, находится ли фирма по заявляемому адресу, её не регистрируют. Видимо, действует принцип: если фирма нормальная, ещё раз придёт, а однодневку и не жалко.
Налоговики продолжат активно бороться с фирмами-однодневками. Бюджет нужно пополнять. При огромном количестве организаций, зарегистрированных в Москве, трудно отделить однодневки от нормальных предпринимателей. Налоговой дали добро на жёсткие меры — и сразу пошли перегибы.
Кроме того, у налоговиков появилась возможность выбирать себе «хороших налогоплательщиков» под видом борьбы с «юридическими адресами». Это как неформальный экзамен при поступлении в хорошую школу.
Всё это, разумеется, идёт вразрез с утверждениями чиновников разного уровня о поддержке бизнеса, которые мы слышим с телеэкранов. В реальности власть, видимо, считает, что все предприниматели — преступники. Просто некоторые пока по недосмотру находятся на свободе.
Как спастись
Постарайтесь сделать так чтобы адрес регистрации юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, совпадал с вашим фактическим адресом.
Если это невозможно, наладьте получение корреспонденции по адресу, указанному в ЕГЮЛ. Имейте в виду, что сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Сделайте так, чтобы налоговая и банки могли с вами связаться по оставленным телефонам.
Поддерживайте постоянную связь с налоговой и банком (как минимум подключившись к системе электронного обмена информацией с налоговой инспекцией).
Подавая документы на первичную регистрацию или на регистрацию изменений, связанных со сменой адреса, сразу же свяжитесь с территориальной налоговой (отделом оперативного контроля или отделом регистрации и учёта налогоплательщиков), предоставьте туда документы по адресу, контактные данные собственника и руководителя юридического лица.
Если вы получили неправомерный отказ в регистрации, не бойтесь «поссориться» с налоговой, обжалуйте отказ в вышестоящем налоговом органе. Не получится — идите в суд.
Фотография на обложке: Vidya Subramanian/Hindustan Times via Getty Images