secretmag.ru
Опубликовано 14 декабря 2018, 14:23

Допустим, у вас есть завод в провинции. Как сделать из него креативный кластер

И стоит ли начинать. Объясняет Ян Ярмощук (Flacon-X)
Допустим, у вас есть завод в провинции. Как сделать из него креативный кластер

В Москве творческие кластеры появились около десяти лет назад. В регионах — на шесть лет позже, в 2014 году, но всё равно преждевременно. Тогда рынок креативных индустрий за пределами столицы не мог похвастаться интересными и прибыльными проектами. Сейчас ситуация изменилась, и открывать творческий кластер в регионах имеет смысл. Расскажу, где и как это сделать.

Это вам не Москва

Чтобы избежать провалов, обратите внимание на региональные особенности. Самое главное — изучите местный рынок: кто будет вашим резидентом, кто — аудиторией, а кто — конкурентом? Если вы не можете ответить на первые два вопроса, то лучше и не начинать. И если конкурентов больше одного — тоже. Двух кластеров провинциальному городу хватит. Например, в Туле уже есть «Октава» и «Искра» — на мой взгляд, этого достаточно.

Креативные кластеры в регионах в основном появляются двумя способами. Первый: собственник перестаёт зарабатывать на своей недвижимости. Например, у него был завод и обанкротился, сейчас ничего не производит. Если у собственника есть средства, а в городе — интересные проекты, которые могут стать резидентами, и аудитория, то завод может стать креативным кластером. Именно так появились, например, арт-завод «Доренберг» в Иркутске и Центр креативных индустрий Svoboda2 в Челябинске.

Второй способ: инициатива снизу. Люди насмотрелись на европейские или московские арт-центры и хотят, чтобы подобное появилось в их родном городе. Бывает, что они просто арендуют какой-то цех на свой страх и риск и заселяют проектами. У меня был такой опыт: мы делали креативные кластеры на арендованных площадях (Creative Space в Ростове-на-Дону, «Хохловка» в Москве) просто потому, что очень хотелось. Ещё один пример — «Корпус 8» в Минске.

Сейчас кластерами заинтересовались муниципальные власти, в основном молодые чиновники из провинции — пустующие фабрики надо кому-то переделывать. Например, губернатор Нижегородской области поручил Flacon-X создать Центр творческих индустрий. Область обратилась во Flacon-X, купила у нас компетенцию, и сейчас мы работаем над этим проектом.

Как привлечь инвестиции

В России институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды) не вкладываются в креативные кластеры, для них это непонятный бизнес. Создание таких проектов у нас всегда чья-то персональная инициатива. Та же «Новая Голландия» появилась только потому, что собственнику Millhouse понравилась идея. Музей стрит-арта — тоже частная инициатива. Инвесторы — всегда знакомые или знакомые знакомых, которые поверили в большую идею и вдохновились ей.

Если инвестор найден, переходим к следующему этапу — планированию и проектированию. На этапе планирования и проектирования для просчёта расходов мы используем доходный метод. Понимая, сколько денег будет приносить творческий кластер в месяц и в год, считаем, какие вложения станут безопасными, чтобы обеспечить инвестору приемлемую доходность.

В среднем объекты в регионах площадью от 8000 до 12 000 кв. м приносят около 3 млн рублей в месяц, то есть от 30 до 40 млн в год. Безопасные вложения в этом случае — от 50 до 70 млн руб. По нашему опыту, в регионах вложения в объект на этапе ремонта составляют от 5000 до 10 000 рублей на 1 кв. м. Можно вложить и больше, но это невыгодно.

В расчётах надо не забыть про операционные расходы. Если объект приносит 3 млн рублей в месяц, они должны составлять не более 1 млн. В эту цифру входят зарплаты, коммунальные платежи, обслуживание объекта недвижимости, маркетинг, текущий ремонт. Операционная рентабельность должна быть 50–70% — эти деньги в первую очередь направляются на обслуживание и возврат кредитов, возврат инвестору.

Креативный кластер должен быть устойчивым, должен сам себя обеспечивать и работать без дотаций, тогда он будет развиваться.

Где открывать

Локация должна быть максимально близка к центру. Обычно креативные кластеры открывают в районах рядом с дорогой недвижимостью. Запускать такой проект на отшибе — плохая идея.

Кластер — это несколько зданий, расположенных на одном земельном участке, желательно не выше четырех-пяти этажей, идеально — два-три. Минимальная общая площадь — 4000 кв. м. Ошибка, которую совершают все начинающие в регионах, — маленькие объекты меньше этой площади. В итоге все деньги, которые они зарабатывают, идут в расходную часть, чистой прибыли нет. Делать маленькие творческие кластеры невыгодно. При большей площади операционные расходы практически не изменятся.

Как искать резидентов

Территория, которая ещё недавно была заброшенной, заживёт своей жизнью в единственном случае — появятся резиденты. Их должно быть не меньше 40. До старта проекта рекомендую найти хотя бы половину арендаторов. И это не кафе, поскольку им нужен трафик, которого в самом начале может и не быть.

Какие это могут быть бизнесы? Любые, у кого есть собственный пул клиентов и кому трафик площадки не нужен (в самом начале его не будет). Например, тату-студии, барбершопы, креативные агентства, антикафе, кулинарные студии и т. д.

Чтобы их найти, изучите креативную индустрию города. Найдите людей из этой тусовки, которые проводят фестивали, открывают антикафе или ивент-площадки. Они всех знают и уже сами задумываются, что неплохо было бы объединиться с партнёрами на одной территории. Из разговора с ними легко понять, чем живёт город.

Сейчас мы ведём переговоры о покупке объекта в Казани. Выяснилось, что там сильно вырос продакшен — небольшие дизайн-студии, которые производят малые архитектурные формы и живут за счёт госзаказов для общественных пространств. Таких компаний в городе около 50, из них 10 испытывают потребность жить в одном месте, чтобы делиться инструментами. В Казани также есть несколько сильных медиапроектов, которые разбросаны по городу. Так мы заранее нашли 20 ключевых бизнесов, которые могут захотеть переехать на одну площадку.

Что делать, если к вам никто не ходит

Реальная проблема, которая может возникнуть, — отсутствие трафика. В небольших городах это связано с недостатком аудитории. Здесь все знают про проект, но у людей нет потребности каждый день приходить в этом место. Значит, надо сделать так, чтобы творческий кластер стал интересен более широкой аудитории. В этом случае я рекомендую не пытаться быть исключительно креативом и подумать в сторону традиционных бизнесов.

Например, арт-завод «Доренберг» расположен не в центре Иркутска, а скорее с края от центра, причём за рекой. Там до сих пор часть территории занимают бизнесы, не имеющие отношения к креативу. Это, например, оптовые магазины, автомастерская и просто офисы. Они не целевые для арт-завода, зато стабильно платят аренду. И этого не надо бояться. На 9000 кв. м в Иркутске просто не хватает креативных бизнесов.

Зачем регионам всё это

Делать творческие кластеры в регионах выгодно. Во-первых, можно заработать от 30 до 40 млн рублей в год (это средний годовой доход креативных кластеров в регионах). Во-вторых, это стабильный бизнес с минимумом рисков. Главное, не пытаться открывать кластеры, если в городе нет креативных проектов и запроса на них.

Потенциал создания эффективных, устойчивых и коммерчески успешных креативных кластеров есть в Казани, Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Воронеже, Ярославле, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске. С натяжкой и только при наличии благоприятных условий креативный кластер возможен ещё в двух десятках городов поменьше. В них есть креативные бизнесы, и их с каждым годом становится всё больше. Не создавайте новый рынок, идите туда, где он уже существует, и развивайте.

Фотография на обложке: Nightparty

Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене»!