secretmag.ru
Опубликовано 01 октября 2016, 08:10

Бен Уильямс (Adblock Plus): Уже пять лет играем с Facebook в виртуальный пинг-понг

Устали вести счёт

В августе этого года мы создали фильтр, который навсегда убирает навязчивую рекламу из Facebook. Социальная сеть быстро нанесла ответный удар, научившись обходить наши скрипты. В такую игру мы играем уже пять лет.

Бен Уильямс (Adblock Plus): Уже пять лет играем с Facebook в виртуальный пинг-понг

В августе этого года мы создали фильтр, который навсегда убирает навязчивую рекламу из Facebook. Социальная сеть быстро нанесла ответный удар, научившись обходить наши скрипты. В такую игру мы играем уже пять лет.

К сервисам, которые блокируют навязчивую рекламу в интернете, относятся по-разному. Одни не могут без них обойтись, другие тихо мирятся с рекламой, третьи (и вы понимаете, о ком я говорю) — ненавидят.

Сервисы вроде нашего обвиняют в предвзятом отношении к сайтам, говорят, что мы заинтересованы в нанесении им максимального финансового урона, утверждают, что мы «методом генерации случайных чисел» выбираем площадки, блокируем на них всю рекламу без разбора и с чувством выполненного долга двигаемся по интернет-пространству дальше.

Всё это не более чем увлекательные байки. Единственное, с чем я могу здесь согласиться, — это то, что иногда мы испытываем чувство выполненного долга. Но не от того, что создаём кому-то проблемы, а от того, что нам удаётся защищать интересы пользователей, уберегая их от раздражающего или просто нерелевантного рекламного контента.

Бермудский треугольник

На самом деле рекламодатели, паблишеры и блокировщики работают в одном направлении: готовят, публикуют и фильтруют интересный пользователю контент. Но из-за интенсивности рабочего процесса и отчаянных попыток обратить на себя внимание в общем информационном потоке некоторые грани стираются.

И вот уже вместо спокойного честного объявления посетителя сайта атакует яркий баннер без иконки «закрыть» или анимированная реклама, вальяжно плавающая по экрану при прокрутке страницы. Если раньше это распространялось в основном на информационные сайты, то сейчас сплошь и рядом встречается в социальных сетях. И в этом нет ничего удивительного.

Соцсети из площадки исключительно для виртуального общения давно превратились в инструмент продвижения, причём весьма прибыльный. Помимо промостраниц и целых пабликов, предлагающих всевозможные продукты и услуги (от брендовой одежды до модельной стрижки домашних питомцев), самая неожиданная реклама теперь поджидает пользователей и в новостных лентах среди постов друзей.

И если на сайтах люди всё-таки чувствуют себя так, будто зашли в гости, и поэтому готовы мириться с рекламой, то аккаунты в соцсетях — это практически частная территория, неприкосновенность которой каждый имеет право защищать.

Вот мы и решили навсегда закрепить за пользователями соцсетей право самим выбирать, какую рекламу смотреть и смотреть ли вообще. На какое-то время нам даже показалось, что у нас всё получилось.

Жаркий август

Не надо быть экстрасенсом, чтобы понять: позиция блокировщиков во многом не устраивает владельцев соцсетей. Мы до последнего надеялись, что они будут поэтапно пересматривать свою рекламную политику и в итоге мы вместе придём к тому формату объявлений, который бы устроил всех. Но случилось по-другому.

9 августа руководство Facebook заявило, что соцсеть пересмотрела свою рекламную концепцию и продолжит показывать рекламу даже тем пользователям, у которых стоят специальные расширения. Для этого Facebook изменил форматы объявлений, чтобы блокировщики не могли вычислить рекламу среди остального контента.

Соцсеть разработала систему рекламных предпочтений и подготовила подробное объяснение, по какому принципу будет формироваться набор объявлений для конкретного человека. Для базового анализа используется демографическая информация из профиля (пол, возраст и местонахождение), однако за конфиденциальность этих данных руководство попросило не волноваться.

Кроме того, соцсеть предложила использовать специальные опции для настройки объявлений. Например, у пользователей появилась возможность обозначить круг своих интересов и создать список рекламодателей, информацию которых они согласны видеть в своей ленте.

Такой тактический ход Facebook стал для нас неожиданностью. В тот же день мы опубликовали на своём сайте пост, в котором высказались по поводу этой ситуации: как и других постоянных пользователей соцсети, нас удивило, что всех нас просто поставили перед фактом обязательного просмотра рекламы.

Спустя два дня, 11 августа, была выпущена инструкция по работе со специальным расширением EasyList. Это независимый список фильтров, в создании и постоянном обновлении которого принимает участие сообщество открытого кода, уставшее от надоедливой и некачественной рекламы. Это расширение можно добавить в основной список фильтров Adblock Plus, чтобы скрывать ненужные объявления в Facebook.

Разработчики соцсети тут же написали свой код, препятствующий работе блокировщика. Ещё через несколько дней мы автоматизировали наше решение, чтобы избавить пользователей от необходимости прописывать код самостоятельно. В итоге у них оказалось два кода на выбор — наш и код соцсети.

Пинг-понг с Facebook продолжается и сейчас. Не подумайте, что я хвастаюсь, но принцип открытого исходного кода, который лежит в основе Adblock Plus, пользуется популярностью и люди постоянно дописывают в него что-то своё, добавляют новые фильтры, что это даёт нам определённые шансы на победу.

Большая политика

Проблемы с соцсетями у нас бывали и раньше. Например, в августе 2015 года мы получили множество обращений от пользователей «ВКонтакте», у которых установлено наше расширение. Перед просмотром роликов у них на экране всплывал баннер видеопартнёров соцсети с просьбой внести сайт в «белый список» — без этого действия при включённом расширении видео было недоступно. Тогда представители соцсети заявили, что не вводили политику против блокировщиков, и сослались на инициативу партнёров.

Судя по всему, история с Facebook будет более масштабной, точка в ней ещё не поставлена. До нас уже доходили слухи, что Facebook не исключает вариант очередного пересмотра рекламной политики. Честно говоря, мы не видим в этом особого смысла.

Нам с Facebook не надо друг другу что-то доказывать. Мы оба сильные игроки — и технически, и репутационно. Едва ли стоит пытаться удивить друг друга новыми санкциями и заумными кодами. Повторюсь, у нас с паблишерами одна общая цель — проинформированный и довольный пользователь. Мы априори не можем быть конкурентами.

На мой взгляд, эта история показала, что в существующем виде интернет-реклама себя изживает — раз единственным действенным методом рекламодатели и площадки считают принудительный показ объявлений. Это напоминает сжатую пружину. Когда терпение пользователей закончится, она разожмётся и вызовет лавину негатива к сайтам и рекламодателям как к классу. В этом, думаю, не заинтересован никто.

Пришло время пересмотреть политику производства и размещения рекламы, и мы готовы поделиться с паблишерами своим видением того, как это сделать максимально безболезненно для всех.

Если что, вы знаете, где нас искать.

Фотография на обложке: Максим Блинов / РИА Новости