Зачем предпринимателю публичность
Деньги не любят тишинуВ деловых изданиях российский бизнес предстаёт открытым и прогрессивным. Предприниматели делятся советами, рассуждают о глобальных тенденциях, поднимают инвестиции и открывают зарубежные офисы. В жизни таких меньше 1%. Остальные — владельцы малого и среднего бизнеса, которые предпочитают оставаться в тени. Они до сих пор живут паттернами 1990-х гг и считают, что «деньги любят тишину». По-моему, это связано с пятью нелогичными страхами.
В деловых изданиях российский бизнес предстаёт открытым и прогрессивным. Предприниматели делятся советами, рассуждают о глобальных тенденциях, поднимают инвестиции и открывают зарубежные офисы. В жизни таких меньше 1%. Остальные — владельцы малого и среднего бизнеса, которые предпочитают оставаться в тени. Они до сих пор живут паттернами из 90-х и считают, что «деньги любят тишину». По-моему, это связано с пятью иррациональными страхами.
Страх №1. Идею украдут
В юности я одним из первых встал у метро «Лубянка» с табличкой «куплю ваучер». Всем подходившим я честно рассказывал, что покупаю по 8000 рублей здесь, а на бирже на «Чистых Прудах» продаю по 8400. Многие после расспросов вставали рядом с такой же табличкой. Через несколько месяцев на этом месте уже постоянно дежурили 12 коммерсантов, но это только увеличило мой доход, потому что люди узнали про это место и стали приезжать на «Лубянку» целенаправленно. Так рождался рынок со здоровой конкуренцией и борьбой за клиента. Я приезжал пораньше и доброжелательнее всех общался с клиентами. Конкуренты рисовали афиши поярче.
Копировали не только меня, но и тех, кто молчал. Люди узнавали, что в Польшу выгодно везти велосипеды «Дружок», и везли. Слышали, что китайские пуховики сметают, как горячие пирожки, и вот уже в руках не табличка «Куплю ваучер», а пуховик. Рынку электромобилей уже десятки лет, но именно Tesla вышла в лидеры, объясняя свои разработки и инженерные решения. Олег Тиньков рассказывал всем, что делает банк без отделений, и вышел в лидеры. Копирование неизбежно. Но ранний заход на рынок совсем не гарантирует вам победу в конкурентной борьбе.
Страх №2. Узнают и всё отберут
Раньше было не «отберут», а «посадят». Моя тётя, когда узнала про бизнес с ваучерами, сказала: «Всё это временно. Всех возьмут на заметку, бардак закончится, и всех посадят». Но в итоге за спекуляцию никого не посадили и мы оказались в другой стране. Правда, появились бандиты и наступил самый опасный период для публичности. Вас могли взять в заложники или даже убить за слова. Правда, без открытости и публичности этот риск был не меньшим. С тех пор многое поменялось. Публичность — это оружие и щит. Тот, кто у всех на виду, сильнее защищён от рейдерства, чем тот, кто никому не известен.
Страх №3. Это лишний риск
В МШУ «Сколково» есть игра «Скифская лестница». Игроки разбиты на команды. Каждая выстраивает свою стратегию, чтобы поднять на строение большой камень. У каждого игрока одинаковое количество ставок — объект перемещается к тому, кто сделал бóльшую в этом кону. Потраченное количество ставок вычитается из общей копилки команды. Игра идёт либо до победы, либо до окончания ставок у игроков. В «Скифской лестнице» можно выбрать осторожную стратегию и быть всё время в плюсе. Но побеждают в игре только те, кто рискует.
В жизни то же самое. Придерживаясь стратегии «не проиграть» вы в лучшем случае навсегда останетесь середняком. С концепцией «победить» вы можете выйти в лидеры своей отрасли. Для предпринимателя создание команды, высокая скорость запуска и уровень исполнения должны быть приоритетнее, чем сохранение секретности. Только когда вы перестанете ориентироваться на избегание неудач, вы начнёте побеждать.
Страх №4. Демонстрировать достаток
В Советском Союзе нас учили, что богатым быть плохо. Для меня слом стереотипа произошёл на мультфильме «Утиные истории». Скрудж МакДак, конечно, скуповат, эксцентричен и купался в деньгах в прямом смысле. Но он не антигерой и не злодей, как это было в карикатурных мультфильмах про американских капиталистов.
Настоящие предприниматели-герои (Уоррен Баффетт, Стив Джобс, Билл Гейтс) появились в нашем информационном поле не так давно. И если современные взрослые ещё относятся к ним настороженно, то молодое поколение восхищается. Например, мой сын хочет стать миллиардером, и страха публичности у него нет. Он понимает, что быть коммерсантом не зазорно. Хочется верить, что всё его поколение сможет говорить о бизнесе открыто.
Страх №5. Боязнь провала
Кто из нас не боится потерпеть фиаско? Я вот боюсь — и считаю это мощной движущей силой. Часто именно этот страх и не даёт провалиться. Между ошибкой и фиаско есть большая разница. Фиаско — это когда ты шёл на юг, а пришёл на север. Ошибка — это маленький шажок в сторону юго-запада или юго-востока. Ошибаемся мы каждый день и каждый раз получаем опыт, который позволяет навигировать точнее. Когда Николу Теслу било током, это были ошибки. Но без них он бы не приручил электричество. Предприниматель должен быть похож на такого учёного и не стесняться ошибок.
Что даёт публичность?
Итак, публичны вы или нет, вашу идею всё равно украдут, бизнес отберут, и вы будете регулярно проваливаться. Но если вас что и спасёт, так это открытость. Во-первых, это отличный инструмент развития компании. Недостаточно рассказывать через пиарщиков, какие вы замечательные, — надо быть честным. Например, как Мария Шарапова. Когда её заподозрили в употреблении допинга, она собрала пресс-конференцию и честно призналась в собственной ошибке. Некоторые бренды, с которыми она заключала рекламные контракты, отказались от сотрудничества, но многие оценили её признание и публично заявили о поддержке и продолжении работы.
Во-вторых, публичность — это защита актива. Mail.Ru отказалась судиться за права на Prisma с Алексеем Моисеенковым, хотя он создал приложение, работая на компанию. Когда на Дмитрия Каменщика завели уголовное дело, многие расценили это как попытку отобрать у него Домодедово. В ответ предприниматель публично заявил о невиновности менеджеров, придерживался этой позиции до конца и отстоял аэропорт.
В-третьих, публичность защищает и от конкурентов. Чем выше ваша узнаваемость, тем выше порог входа в вашу нишу для новичков. В-четвёртых, публичность помогает создавать вокруг себя сообщество — своеобразную сеть для решения тех или иных проблем. В-пятых, и это самое важное, открытость порождает здоровую конкуренцию, в которой и рождаются самые выгодные условия для потребителя и самое высокое качество сервиса.
Фотография на обложке: Chad Maier / Flickr