Зарплаты на российских стройках резко выросли. Но эти деньги некому платить
C 2019 года зарплаты в российском строительном бизнесе увеличились на 8%. При этом только в Москве, по данным мэра Сергея Собянина, дефицит рабочей силы оценивается в 200 000 человек. «Секрет» разбирался, насколько выросли доходы строителей и почему, несмотря на это, мигранты не торопятся возвращаться в Россию.
Согласно данным, которые «Секрету» предоставили в HeadHunter, за последние 3 года число вакансий в российском строительном секторе увеличилось на 147%. В январе 2019 года на стройки требовалось 38 143 человека, спустя год — 43 027, а к январю 2021 года — 58 057 работников. В июле 2021 года количество вакансий выросло до 94 316.
К этому моменту соискателям предлагали в среднем 60 779 рублей в месяц, что на 8% выше зарплат 2019 года. С января 2019-го по январь 2021 года зарплаты в строительном бизнесе выросли с 56 109 до 59 210 рублей.
В Москве средний заработок ожидаемо выше, чем в других регионах. С января 2019 года по июль 2021-го он увеличился на 12% — с 71 434 до 80 135 рублей. Число вакансий за это же время возросло на 13% — с 7257 до 17 364.
По наблюдениям нашего портала, уровень зарплат для мигрантов в Москве и Санкт-Петербурге с марта 2021 года в клининге увеличился на 10 000–15 000 рублей, в ресторанном бизнесе и ретейле — на 15 000–20 000 рублей, зарплаты курьеров выросли на 20 000–30 000 рублей для мигрантов. Заработки россиян выросли ещё больше.
В строительном бизнесе у разнорабочих зарплаты стали выше на 20 000–30 000 рублей, у квалифицированных специалистов — от 40 000 рублей и более.
Нехватка мигрантов
Несмотря на то, что строительные компании готовы увеличивать выплаты специалистам, рабочих всё равно не хватает. Одна из причин — более выгодные условия в других странах, считают специалисты. Например, мигранты из Белоруссии и Украины предпочитают России Польшу и Эстонию, а рабочие из Средней Азии охотнее едут в Китай.
По словам Светланы Саламовой, в период действия коронавирусных ограничений и закрытия границ значительная часть трудовых мигрантов покинула Россию. Даже после открытия границ приток иностранной рабочей силы восстанавливается медленно. Это можно объяснить высокими ценами на авиабилеты по сравнению с доковидным периодом. Сейчас за перелёт работнику приходится выложить в среднем 25 000–35 000 рублей против 8000–10 000 рублей ранее.
Кроме того, почти во всех странах, откуда идут основные потоки трудовых мигрантов (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), действуют внутренние ограничения для выезда даже после официального открытия границ. Работнику нужно получить приглашение иностранного работодателя или доказать, что в России у него живут родственники.
Среди мер, предпринимаемых для возвращения иностранных работников, глава центра бесплатной правовой помощи мигрантам «Тонг Жахони» («Утро мира») Валентина Чупик назвала «Секрету» открытие авиасообщения с Узбекистаном и Таджикистаном, а также разрешение въезжать в РФ через третьи страны. По её словам, если убрать ограничение по количеству рейсов, мигранты будут чаще приезжать в страну и самостоятельно выбирать место работы, а затраты работодателей снизятся.
Светлана Саламова называет единственной действенной мерой, которая способствует возвращению мигрантов, послабление при подаче документов для получения рабочего патента. По закону иностранные граждане могут оформить патент, если при въезде в РФ они указали целью визита работу. С началом пандемии это требование отменили. Таким образом государство даёт возможность нелегалам официально трудоустроиться.
По словам собеседницы, сейчас идёт серьёзная работа по оптимизации миграционного законодательства. Например, МВД предлагает отказаться от разрешения на временное проживание (РВП) и ввести вместо него три режима пребывания: краткосрочный, долгосрочный и постоянный. Сейчас разрешение на временное проживание — это первая ступень на пути к гражданству. Многие мигранты стремятся получить его, считая, что это сократит их расходы на патенты и траты на покупку временной регистрации.
При этом зачастую иностранные работники не вникают в ограничения, которые накладывает РВП. Владельцу такого документа необходимо жить и работать только в том регионе, в котором разрешено временное проживание. Также нужно ежегодно подтверждать наличие легального дохода на всех членов семьи, живущих в РФ.
Спрос на РВП привёл к теневому бизнесу по продаже квот, фальшивых разрешений на проживание и поддельных справок НДФЛ для подтверждения дохода. Решение отменить РВП свидетельствует о том, что в МВД не считают этот документ жизнеспособным, заявила «Секрету» Саламова.
После того как власти найдут законные и недорогие варианты завоза трудовых мигрантов на стройки, следующими на очереди станут аграрный и нефтегазовый сектора, а также промышленное производство. Нынешние алгоритмы привлечения трудовых мигрантов сложно выполнимы и упираются в бюрократию, считает эксперт.
Ситуация в Москве
2 августа мэр Москвы Сергей Собянин зааявил, что отсутствие мигрантов повлияло на увеличение инфляции. По его словам, причиной резкого роста цен на товары и услуги стала нехватка рабочих, которые вернулись на родину во время пандемии. Дефицит рабочей силы Собянин оценил в 200 000 человек. Градоначальник отметил, что отток мигрантов привёл к увеличению затрат на рабочую силу, «и всё остальное тоже начало расти».
В июле вице-премьер РФ Марат Хуснуллин рассказал о том, что на стройках по всей России не хватает порядка 1,5–2 млн человек. Это привело к тому, что зарплаты рабочих повысились в среднем на 50%, а где-то и вдвое.
Валентина Чупик сообщила «Секрету», что зарплаты действительно резко выросли, однако одновременно с этим и рабочее время увеличилось до 14 часов в сутки. По её мнению, оплата труда мигрантов не разгоняла инфляцию — их заработок составляет лишь 5–7% от себестоимости конечного продукта. Как считает Чупик, инфляцию усилило увеличение стоимости грузоперевозок в 5–6 раз, а также отсутствие рабочих рук в строительстве и сельском хозяйстве.
Коллаж: «Секрет Фирмы», https://www.pexels.com