Юрист рассказал о последствиях признания движения «Колумбайн» террористическим
Верховный суд России признал движение «Колумбайн» террористическим и запретил его на территории страны. Генпрокуратура заявила, что движение преследует целью гибель людей, устрашение населения и дестабилизацию обстановки в России. Юрист Артём Путинцев рассказал «Секрету фирмы», что власти будут считать участием в «Колумбайне», как это отразится на работе СМИ и для чего было нужно признавать терроризмом увлечение историей стрельбы в американских школах.
2 февраля Верховный суд признал движение «Колумбайн» террористическим и запретил его на территории России. По данным ФСБ, на интернет-сообщества «молодёжного движения "Колумбайн" — другое название "Скулшутинг"» подписаны порядка 50 000 человек. В ведомстве заявили, что его участники «отрицают общепринятые моральные принципы и нравственные ценности, пропагандируют девиантное поведение, суицид и насилие как норму жизни и способ достижения своих целей».
По словам эксперта юридической фирмы DRC (Digital Rights Center) Артёма Путинцева, мотивировка решения Верховного суда осталась неизвестной — и непонятно, что судьи имели в виду с точки зрения причастности «Колумбайна» к террористам.
По мнению Путинцева, российские силовики, используя рост насильственных преступлений в школах, пытаются взять под свой контроль вопросы идеологии и воспитания молодёжи. Они полагают, что так поставят заслон на пути у одиночек с обрезами и взрывчаткой. При этом на «выявление социально опасных учащихся» планируется потратить более 1,6 млрд рублей.
Для СМИ последствия внесения «Колумбайна» в реестр экстремистов будут очевидными: им придётся регулярно добавлять к упоминанию «Колумбайна», что организация признана террористической и деятельность её запрещена на территории РФ. Иначе их ждут штрафы от Роскомнадзора.
«Принятое сегодня ВС решение для журналистов гарантирует дальнейшее сужение поля того, о чём можно говорить и писать, дабы не опасаться ни пристального внимания к себе силовиков, ни растущих штрафов "всевидящего" РКН, ни, в конце концов, перспектив закрытия тех или иных изданий или увольнения каких-то конкретных журналистов под предлогом того, что они "закрывают глаза" на тему школьного терроризма. Даже когда всё происходит ровно наоборот», — заявил эксперт.
20 сентября член Общественной палаты Екатерина Мизулина предложила признать движение «Колумбайн» террористическим, чтобы дать правоохранительным органам дополнительные возможности по борьбе с такими сообществами и их создателями. Она заявила, что скулшутинг стал социальной проблемой и не рассосётся сам по себе.
13 января председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что на 19-летнего Ильназа Галявиева, который напал с оружием на школу в Казани 11 мая 2021 года, повлияла деструктивная субкультура. По словам Бастрыкина, в интернете есть сообщества, распространяющие информацию о массовых убийствах в учебных заведениях.
«Колумбайн» — это название школы в пригороде Денвера, на которую в 1999 году совершили нападение двое учеников. В результате побоища погибли 13 человек. После инцидента этим термином стали называть случаи массовой стрельбы в других школах.
Фото: Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)