В России захотели смягчить требования к срокам годности еды. Ждать ли просрочки на полках?
Производители еды в России попросили торговые сети смягчить требования к остаточным срокам годности товаров. Речь идёт в основном о продуктах длительного хранения. Сейчас ретейлеры не принимают товары сроком годности в 730 дней, если те лежали на складах более 439 дней. При этом поставщики уверяют: такие продукты в магазинах разбирают за 50 дней. Но из-за политики ретейлеров годную еду приходится просто выбрасывать на помойку.
Профильная ассоциация «Руспродсоюз» обратилась к ретейлерам через вице-премьера и главу Минпромторга Дениса Мантурова, узнал «Коммерсант». Министра попросили рекомендовать ретейлу снизить порог остаточного срока годности для товаров длительного хранения с 60–65% до 45%. Для продуктов годностью до 12 месяцев они предложили установить порог в 50%.
Но что вообще такое остаточный срок годности? Проще говоря, это время, в течение которого товар ещё сохраняет свои изначальные качества и свойства. То есть это оставшийся период до конца срока годности. Если срок годности истёк, то еда уже становится опасной.
Так что именно просрочки на полках магазинов вряд ли стоит ждать. Да, свежесть — это другой вопрос. Но когда речь заходит о таких товарах, как макароны или гречка, на свежесть обычно не смотрят — главное, чтобы срок годности не истёк. Всё-таки это же не хлеб и не молочка.
Зачем вообще тогда производителям смягчение требований к остаточному сроку годности? Дело в том, что заказы со стороны ретейла растут, но со складов на полки может попадать только очень свежая еда, даже если речь о товарах длительного хранения. Условно — до конца срока годности макарон остаётся ещё 200 дней, но магазин их уже не принимает. Хотя с продуктом всё в порядке.
В итоге годный товар некуда девать. И по старой доброй традиции еду просто выкидывают на помойку. А ведь могут раздавать нуждающимся, их в России полным-полно.
Фудшеринг — то есть бесплатная раздача продуктов с истекающим сроком годности — в стране пока что не развит, хотя власти его поддерживают. В сентябре Минпромторг сообщил, что прорабатывает с ретейлерами законы, которые помогли бы развить программу раздачи еды нуждающимся.
Сейчас по закону продавец, отдав бесплатно продукты, обязан заплатить в бюджет 40% от стоимости переданного — налог на добавленную стоимость. По сути, благотворительность облагается жёстким налогом. Это и мешает бизнесу раздавать еду, а делать что-то в ущерб себе он не собирается.
Ранее «Секрет» рассказывал, что треть нормальной фермерской еды в России выбрасывают на помойку.
Фото: агентство «Москва»