В России возник дефицит скоростных лифтов
Строительная отрасль заявила о нехватке высокоскоростных лифтов, которые устанавливают в небоскрёбах. Их производили иностранные компании, которые ушли с российского рынка после начала специальной военной операции на Украине. Среди них — Otis (США) и Kone (Финляндия). Российские бизнесмены признаются, что пока не готовы производить скоростные лифты, а закупка у китайских и турецких партнёров столкнулась с логистическими проблемами.
Согласно данным Национального лифтового союза, каждый год в России запускают более 40 000 новых лифтов. В 2021 году показатель составил 45 892, из них 75% (34 402) произвели в России, 12,6% (5779) — в Белоруссии. Как уточнили в отчёте, в 75% российских лифтов входят и американские Otis, произведённые на локализованном предприятии.
Доли на лифтостроительном рынке в 2021 году распределились так: на первом месте оказался Щербинский лифтостроительный завод (20%, или 9193 установленных в 2021 году лифта). На втором — Otis (16%, или 7295 лифтов), на третьем — Kone (3%, или 1132 лифта). Вклад остальных иностранных компаний в общий объём довольно незначительный: Schindler (Швейцария) произвела 0,7%, или 343 лифта, ThyssenKrupp Elevator (Германия) — 1,1%, или 526 лифтов, Kleemann (Греция) — 0,4%, или 182 лифта. Доля ушедших из России Otis, Kone и ThyssenKrupp на отечественном рынке достигала 20,1%.
Как сообщил Forbes, застройщики, которые планировали сдавать объекты в ближайшее время, успели закупиться лифтами у зарубежных производителей, а остальные столкнулись с проблемами. Дефицит на лифтовом рынке коснулся моделей, которые используются в высотных жилых домах, офисных и административных зданиях.
Заменять ушедшие компании пока некому, заявили производители лифтов. По их словам, для полного импортозамещения потребуются серьёзные инвестиции. «Российским предприятиям для производства небольшого количества высокоскоростных единиц лифтового оборудования требуется очень большое количество инвестиций. "Большая четвёрка" (Otis, Kone, Schindler и Tyssen) постоянно совершенствует технологии, производит умные лифты, делает углеродные лёгкие тросы. Российским производителям это не надо. Зачем? И так берут», — отметил генеральный директор Щербинского лифтостроительного завода Антон Артемьев.
К тому же производство осложняется импортными комплектующими, доля которых в коммерческом сегменте может достигать 30%. Завозить из-за границы приходится лебёдки для лифтов и микроэлектронику.
Российским заказчикам пришлось искать новых поставщиков в Китае и Турции, но у них возникли сложности с доставкой товара. Если раньше его могли привезти за полтора месяца, то теперь срок увеличился до полугода. До 2022 года Китай не рассматривал Россию как рынок сбыта лифтов, поэтому маршруты оказались не готовы к такому потоку товара. К тому же геополитическая ситуация и нестабильные курсы валют подняли цену на лифты до 30%. В том числе и в России — металлурги и производители компонентов теперь работают по предоплате в 100% и по ценнику выше на 30%, заявил Артемьев.
Схожие проблемы испытывают и в других российских отраслях. Например, в мае сотрудники медицинских лабораторий пожаловались на дефицит оборудования и реагентов, а в июне о нехватке тренажёров заявили в фитнес-центрах.
Фото: Pexels, Pexels License