В России назвали ключевую причину плохих дорог
Меньше половины региональных и муниципальных автодорог в России признали безопасными и качественными. Как выяснила Счётная палата, при протяжённости таких дорог почти в десять раз больше, чем федеральных, на них тратят в восемь раз меньше в сравнении с тратами на крупные трассы. Именно недостаток финансирования, по мнению аудиторов, является одной из самых ключевых причин плохого состояния большинства дорог в России.
Всего нормативным требованиям соответствует 44,2% региональных и муниципальных дорог, сообщила Счётная палата в своём отчёте. За последние два года, когда уже действовал национальный проект «Безопасные и качественные автодороги», их доля выросла всего на 1,1%. При этом доля качественных федеральных трасс за то же время увеличилась на 7%. Сейчас нормативам соответствует 84,8% федеральной дорожной сети.
«Безопасные и качественные дороги начинаются с крепкого нормативного фундамента. <...> Количество дорог, соответствующих нормативам, хоть и растёт, но всё же не так значительно, как хотелось бы», — отметили авторы отчёта.
Почему так происходит?
Протяжённость региональных дорог почти в десять раз выше, чем федеральных (508 201 км против 57 227 км). Но вот денег на их содержание выделяется в восемь раз меньше: если на содержание 1 км федеральной дорожной сети в 2019 году выделялось 2,2 млн рублей, то на ту же протяжённость региональных дорог тратили всего 288 000 рублей.
По мнению аудиторов, сейчас на трассы регионального и муниципального значения направляется всего 29,6% от тех сумм, которые требуются для приведения дорог в должное состояние. Счётная палата признала недостаток финансирования одним из ключевых факторов, негативно сказывающихся на состоянии российских дорог.
Впрочем, сложности возникают и на уровне законодательства. Сейчас в нём не закреплены критерии, по которому автодороги относятся к тому или иному уровню их содержания. Установлен лишь общий норматив размера бюджетных отчислений. В результате в разных регионах объём полученных на содержание дорог средств сильно различается. Наиболее обделённым в денежном плане регионом в 2019 году оказалось Забайкалье (получено 51% от нужного объёма), тогда как Прикамье довольствовалось наибольшими вливаниями (91%).
Наконец, многочисленные нарушения аудиторы выявили в сфере закупок. Счётная палата отметила крайне низкий уровень конкуренции на рынке работ по содержанию как федеральной, так и региональной сети: в ходе торгов цену первоначального контракта обычно удаётся снизить не более чем на 1%, а львиная доля всех госконтрактов заключается с единственным участником торгов по первоначальной цене. Кроме того, сомнения вызывают и методы определения цены контракта и планирования закупок.
Согласно паспорту нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», доля дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, должна составить не менее 50% от общей протяжённости. Кроме того, на 10% планируется снизить нагрузку с дорог федерального и регионального значения по сравнению с показателями 2017 года. При этом контракты на осуществление обслуживания и строительства дорог должны предусматривать использование новых и наилучших технологий и материалов. Новый срок исполнения показателей этого нацпроекта — 2030 год.
Фото: Alex Zelenko, CC BY-SA 4.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!