Догоняют ли курорты России иностранные по качеству и что поможет внутреннему туризму сделать рывок
Качество отдыха на российских курортах нередко вызывает нарекания у туристов. Особенно это характерно для курортов на Чёрном море, где по цене отдыха в современном отеле в Турции порой предлагают советские пансионаты или далеко не лучшего качества гостевые дома. Часто на это накладываются устаревшая городская инфраструктура и не самый вежливый сервис. «Секрет» разобрался, отдых какого уровня можно получить за те же деньги в России и за рубежом и при каких условиях отечественные курорты поднимутся на новый уровень.
В 2020 году в России на фоне пандемии и вызванных ею ограничений на поездки за рубеж туристы активно выбирали внутренние направления. Когда коронавирусные ограничения в стране ослабевали, курорты били рекорды по количеству отдыхающих. Большая часть турпотока пришлась по традиции на Крым и Краснодарский край. Рост числа отдыхающих на популярных курортах продолжился в зимний сезон.
Одновременно со спросом росли и цены на отдых, в частности увеличилась в цене стоимость отелей и туров. Как сообщила «Секрету» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, массовый отдых на Черноморском побережье в среднем ценовом сегменте в 2021 году подорожал примерно на 10% по сравнению с прошлым годом.
Стоимость размещения в российских гостиницах выросла на 15–20%, подсчитали в Российской гостиничной ассоциации.
При этом отдых в России может быть как минимум не дешевле зарубежного, несмотря на то что инфраструктура российских курортов далеко не всегда соответствует иностранным аналогам. В первую очередь это касается среднего и премиального ценового сегмента, отметила Ломидзе.
«В экономсегменте отдых в России дешевле, если мы берём массовый продукт, то есть пляжный отдых. Стоимость тура на неделю, если брать низкий сезон — до 15 июля, с отелем две-три звезды и перелётом может составить 15 000–20 000 рублей. Тур примерно такого уровня в той же Турции будет стоить от 30 000 рублей», — утверждает глава АТОР.
Цена тура в среднем ценовом сегменте в России и Турции будет примерно сопоставима, но здесь преимущество получают уже заграничные курорты: тур, который на родине стоит 55 000 рублей, в Турции обойдётся в 45 000. При этом в России в отеле будет только завтрак или завтрак-ужин, тогда как в Турции — всегда all inclusive (всё включено).
Разница в стоимости получается по совокупности факторов. В частности, в России все перелёты включают НДС, тогда как за границей они могут быть без этого налога, отметила Ломидзе. Также себестоимость услуг в России выше, чем в той же Турции.
Цены на туры в Краснодарский край в 2021 году выросли на 20–30%, сообщил «Секрету» туроператор TUI.
Наглядно
Чтобы оценить общую картину, «Секрет» сравнил предложения на российских и зарубежных курортах. В России мы выбрали самые популярные морские курорты Краснодарского края и Крыма — Сочи и Ялту. Для сравнения рассмотрели предложения в популярной у туристов Анталье (Турция) и на курортах греческого острова Крит (Ханья и другие).
Стоимость проживания выбрана по самой верхней границе экономического сегмента сервиса Booking — 4 000–4 500 рублей в сутки за двухместный номер в период майских праздников (1–7 мая).
Дополнительные сервисы в целом оказались сопоставимы, однако отели в Ялте значительно удалены от пляжа, для Сочи это менее характерно. Отдельно стоит сказать о стоимости перелётов.
Стоимость перелётов на майские-2021:*
- Москва — Сочи — Москва — 10 000–19 000 рублей;
- Москва — Симферополь — Москва — 10 000–17 000 рублей;
- Москва — Анталья (Турция) — Москва — 25 000–29 000 рублей;
- Москва — Ираклион (Греция) — Москва — 25 000–27 000 рублей;
- По данным сервиса Aviasales.
Почему в России похуже
Отстаивание качества туристической инфраструктуры в России отчасти вызвано историческим наследием и невысоким уровнем требований со стороны туристов, а отчасти и нежеланием инвесторов вкладываться в проекты с длительным периодом окупаемости, отметил заместитель директора центра социально-экономических исследований ЦСР Михаил Гордеев.
При этом большая часть туристических объектов России работает только в летний сезон, отметил президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев. В результате простой в зимние месяцы отражается на ценах в турсезон.
По его словам, основные нарекания у туристов обычно вызывает система питания и отсутствие all inclusive. Число курортных гостиниц, предлагающих такую систему питания в России, не превышает двух-трех десятков. Это связано в том числе с эффективностью капитальных вложений в строительство и реконструкцию крупных гостиничных комплексов, пояснил глава РСТ. Формат all inclusive поддерживают в основном крупные отели (более 200 номеров) с развитой инфраструктурой и большой территорией, отметил он. А наиболее востребованный формат ultra all inclusive (предоставляемый бесплатно полный пакет услуг отеля, включая алкогольные и безалкогольные напитки на всей его территории. — «Секрет фирмы») экономически эффективен на объектах от 300 номеров и территорией от 5 га.
«Для реализации крупных проектов крайне важным остается вопрос величины ставок налога на имущество организаций, особенно в связи с ярко выраженной сезонностью загрузки курортных гостиниц. При ставке налога на имущество организаций в 2,2% его доля в операционных расходах недавно введённого в эксплуатацию крупного отеля достигает 20% и более. Это резко снижает инвестиционную привлекательность такого рода проектов», — отметил Игнатьев.
По мнению Ломидзе, на качество инфраструктуры на черноморских курортах также влияет позиция некоторых бизнесменов о том, что ничего менять не нужно, так как «люди всё равно будут приезжать». Но этот настрой со временем изменится, так как со стороны отдыхающих появился запрос на определённые условия отдыха, отметила глава АТОР.
Что будет дальше
В 2020 году из-за пандемии количество туристов в России уменьшилось по сравнению с 2019 годом. По оценке Ломидзе, падение составило порядка 30%. В 2021 году есть все шансы для того, чтобы восстановился объём туристического потока, отметила первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова. При этом цены на отдых продолжат расти, считает Гордеев. «У нас ускорилась инфляция, заметно выросли цены на продукты и топливо, но наши курорты останутся конкурентоспособными, потому что стоимость отдыха за рубежом для россиян тоже выросла (из-за девальвации рубля к евро на 22% относительно 2019 года и роста стоимости перелётов из-за сокращения количества рейсов)», — сказал он.
При этом, по его мнению, в последнее время наблюдается и позитивное подорожание, связанное с ростом качества курортов.
Что нужно для повышения качества курортов в России
Определяющим образом рост стоимости отдыха повлиять на качество инфраструктуры не может, считает Гордеев. «Стоимость отдыха покрывает в первую очередь операционные расходы, а инфраструктура зависит от капитальных инвестиций. А вот взаимный интерес к внутреннему туризму со стороны инвесторов и отдыхающих, который наблюдается сейчас, действительно будет способствовать позитивным изменениям», — сказал он.
Гордеев отметил, что российским курортам необходимо осовременивание рынка: большая масса предложения сосредоточена в гостевых домах и пансионатах, где мало что изменилось с советского периода. При этом России не нужно копировать турецкий формат, где отдых сосредоточен преимущественно на территории отеля, а использовать синергию комфортного климата нашего юга и богатого культурного и природного наследия.
я выбрал вместо рекламы.
Инвестиционной привлекательности проектов, связанных с туризмом, может способствовать система стимулирования, считает Игнатьев. Решить вопрос могли бы льготные ставки налога на имущество в размере 0,01% для объектов гостиничного хозяйства. В сочетании с применением льготной ставки по кредитам это открыло бы реальные возможности для реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе гостиниц, работающих по системе all inclusive.
Позитивные изменения в развитии инфраструктуры связаны не столько с большими финансовыми вложениями, сколько с целостной концепцией и наличием группы энтузиастов, которые формируют и двигают этот проект, считает Трунова. «Важны сервис, потенциал местной гастрономии, качество и доступность локальных продуктов и изделий и т.д. Если инфраструктуру можно построить за 10–20 лет, то "мягкие инфраструктуры", связанные с культурой предоставления услуг, формируются десятилетиями», — добавила она.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com