secretmag.ru
Опубликовано 31 марта 2021, 17:46
3 мин.

«Такой инструмент возможен». Путин оценил необходимость национализации предприятий

Национализация проблемных социально значимых стратегических предприятий ради сохранения рабочих мест — крайняя мера, но она допустима, в том числе в случае неисполнения гособоронзаказа. Об этом заявил президент России Владимир Путин.

«Такой инструмент возможен». Путин оценил необходимость национализации предприятий

Во время мероприятия с участием главы государства председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков предложил использовать механизм национализации таких предприятий, если есть угроза, что они не выполнят общественно важные функции — например не сохранят рабочие места.

Путин на это заявил, что такая мера носит крайний характер, которая совсем не обязательно приведёт к росту экономической эффективности и жизнеспособности проблемного предприятия. После этого Шмаков пояснил, что речь идёт о национализации, санации и последующей новой приватизации «за более крупные деньги».

«Если собственники не справляются с текущей работой и не могут эффективно использовать в том числе и помощь со стороны государства <…> — да, такой инструмент возможен. <…> Такой инструмент возможен, в том числе и в случае злостного невыполнения гособоронзаказа отдельными предприятиями», — указал президент в эфире телеканала «Россия 24».

Путин подчеркнул, что в таких ситуациях встаёт вопрос об эффективности менеджмента этих предприятий, поскольку государство без всяких задержек выделяет деньги, а сбои при этом бывают.

В ходе этого же мероприятия глава государства заявил о неприемлемости «дикого капитализма» в России. По словам Путина, бизнес должен заботиться не только о прибыли, но и о работниках.

«Нормальный современный человек, современный предприниматель, понимает, что безудержное извлечение прибыли, такой голый, дикий капитализм неприемлем абсолютно: без заботы о людях, о работниках, он неприемлем, потому что в итоге это ведет к чему? К разрушению общества, государства и самого бизнеса», — подчеркнул Путин.

Как Путин относится к национализации предприятий

Владимир Путин в течение многих лет осторожно относился к призывам провести национализацию тех или иных компаний. Например, в 2010 году он, будучи премьер-министром, выступил против национализации комплекса предприятий в Пикалёво Ленинградской области, который в 2009-м останавливал работу на полгода, что стало причиной протестов. В ситуацию тогда пришлось вмешаться лично Путину. На встрече с местными профсоюзами он отмечал, что в случае национализации комплекс предприятий в Пикалево стал бы «первой ласточкой», после чего этот процесс было бы не остановить.

В ноябре 2013 года Путин высказался против национализации предприятий, проданных на залоговых аукционах в 1990-х годах. По его словам, в добровольном порядке участвовать в этом процессе компании не станут, а, согласно закону о национализации, государству придётся заплатить. «И тогда получится, что мы этим людям заплатим дважды: один раз мы им дали бесплатно имущество, второй раз заплатили, чтобы забрать его назад», — добавил Путин. Он также сказал, что здесь встаёт вопрос о том, насколько это будет эффективно.

В ноябре того же года Владимир Путин в ходе пресс-конференции заявил, что он против национализации предприятий энергетического сектора. Глава государства указал, что у властей есть достаточно возможностей, чтобы рыночными методами регулировать работу энергокомпаний, в том числе уплату налогов в российский бюджет.

В июне 2018 года в ходе прямой линии Путину предложили «национализировать всю нефтянку». Президент ответил, что это сложный и опасный процесс, который может привести к негативным результатам не только для отрасли, но и для всей экономики.

Ранее «Секрет» рассказывал, что «Башкирская содовая компания» (БСК) вернулась под контроль государства. В конце лета 2020 года в Башкирии прошли протесты против планов фирмы по разработке шихана Куштау и добычи известняка. В дело вмешался президент России Владимир Путин, раскритиковавший работу акционеров предприятия. Он обвинил их в «выкачивании средств любой ценой». Историей занялась Генпрокуратура, и в итоге суд истребовал в пользу государства 95,72% именных акций БСК из «чужого незаконного владения».

Фото: kremlin.ru, CC BY 4.0

Главные новости бизнеса, экономики и финансов — у нас в фейсбуке.