Тайны больше нет. Зачем налоговой доступ ко всем звонкам россиян
Абонент в зоне доступаНалоговая служба получила доступ к информации о всех телефонных звонках. Несмотря на протесты «большой тройки»: «Мегафона», «Билайна» и МТС — 23 января Арбитражный суд Москвы опубликовал решение о том, что мобильные операторы обязаны делиться информацией с ФНС. И для этого даже не нужно решение суда. «Секрет» разобрался, какие данные уже доступны налоговикам и зачем им ещё и детализация звонков.
Что произошло?
«Мегафон», «Билайн» и МТС (по отдельности, вместе им не разрешили) обратились в Арбитражный суд Москвы, чтобы оспорить штрафы за отказ передать данные ФНС.
Позиция компаний была такова: они не могут раскрывать информацию абонентов из-за тайны телефонных переговоров, охраняемой Конституцией РФ.
Конституция охраняет не только сведения из разговора, но и данные о соединениях между конкретными абонентами (дата, время, продолжительность). Для доступа к такой информации нужно судебное решение.
Роскомнадзор и Минкомсвязь написали письма в поддержку операторов. Но суд всё равно отклонил иски «большой тройки».
Какая информация доступна налоговой?
Налоговая служба уже получила доступ к банковской тайне — сведениям о клиентах, их счетах, вкладах и операциях. Минфин предлагает пойти ещё дальше: разрешить налоговикам следить за банковскими операциями налогоплательщиков в режиме онлайн.
Подробнее об этом читайте в материале «Секрета»
Если кратко: налоговикам известно всё о собственности, доходах и расходах. Ещё налоговой доступна коммерческая тайна и секрет производства. Среди них конкурентные преимущества, перспективные ноу-хау и даже персональные данные клиентов.
Налоговую тайну составляют и декларации, в том числе по амнистии капиталов. Такое решение принял президиум Верховного суда из-за дела против совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита. Он одним из первых воспользовался амнистией капиталов и вернул активы в Россию — и вскоре стал фигурантом дела об отмывании 93 млн рублей.
Ещё налоговая знает о компаниях в популярных офшорах — на Кипре, Британских Виргинских, Каймановых, Багамских, Сейшельских островах, в Белизе и Джерси. Налоговые органы стран-участниц Страсбургской конвенции передают друг другу информацию о счетах, активах и незадекларированных доходах своих граждан за рубежом.
Часть данных о компаниях вывели из-под режима налоговой тайны и опубликовали в открытом доступе:
- число работников;
- сумма страховых взносов;
- долги по налогам и штрафам;
- доходы и расходы;
- спецрежимы.
Зачем налоговикам знать о звонках?
Позиция ФНС такова: детализация звонков поможет проверить правильность налогообложения абонента, а сведения будут «обезличены» и не коснутся тайны переговоров. Представитель ФНС не пояснил в суде, как детализация звонков поможет правильно начислить налоги.
В опубликованном решении суда нет мотивировочной части. Но, вероятнее всего, суд мог исходить из того, что налоговики не станут разглашать сведения, полученные при проверке.
Что говорят эксперты?
Директор АНО «Информационная культура», эксперт в области открытых данных и открытого государства Иван Бегтин пояснил «Секрету», что с помощью детализации налоговики хотят выявлять мошенников при регистрации компаний:
«Я думаю, что главная история и причина, зачем это нужно ФНС, — это проверка мошенников при регистрации юрлиц и всех остальных связанных с ними операций. По этой же причине налоговики не рассказывают, для чего им нужен доступ, чтобы не дать мошенникам дополнительных сведений. Остальные области применения ближе к домыслам. У гораздо более серьёзных ведомств — ФСБ, СК и МВД — доступ к данным сотовых операторов есть».
Детализация звонков — это несколько нестандартный способ проверить добросовестность налогоплательщика, отметил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, детализация звонков может стать аргументом в налоговых спорах, но суд вряд ли примет её как доказательство.
«Это уже попытка превратить налоговую службу в спецслужбу. Подобная система действует в США. Но наша налоговая работает совершенно по-другому. Если у меня есть какие-то денежные переводы, наличие или отсутствие телефонных переговоров может стать подтверждением того, что конкретный перевод был платежом за работы. Будем ждать подробного разъяснения налоговой. Но пока это производит странное впечатление», — сказал Делягин.
Кому ещё детализацию?
Налоговики не единственные, кто интересуется звонками россиян. Получить доступ к детализации звонков в 2014 году пыталась Служба по финансовым рынкам Банка России. Но МТС и «Мегафон» смогли отстоять тайну связи.
Федеральная служба судебных приставов уже запрашивала данные о телефонных разговорах коллекторов и должников. Сейчас операторы отказываются раскрывать эту информацию, но Минфин разработал законопроект, который обяжет их это делать.