Стало известно, какие иностранные ресурсы хочет «приземлить» Госдума
20 крупных иностранных IT-компаний подпадут под действие нового законопроекта об обязательном открытии официальных представительств в России. Инициативу, которую в самой Госдуме называют законом о «приземлении», рассмотрят уже в ближайшую пятницу, 28 мая.
Перечень компаний, которых обяжут открыть российские представительства, опубликовал в своём Telegram-канале глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. Всех IT-гигантов пригласили обсудить инициативу в офлайн- или онлайн-формате.
В список иностранных ресурсов, которые хочет «приземлить» Госдума, попали:
- социальные сети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter;
- видеохостинги YouTube, Twitch;
- мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber;
- почта Gmail;
- поисковики Google, Bing.com;
- провайдеры хостинга Amazon, Digital Ocean, CloudFlare, GoDaddy;
- торговые площадки AliExpress, IKEA, iHerb;
- «Википедия».
Под законопроект подпадают компании, чья ежедневная интернет-аудитория превышает 500 000 человек. По данным, которые предоставил Хинштейн, Facebook ежемесячно пользуются 46,59 млн человек, Instagram — 34,28 млн, TikTok — 13,2 млн, Twitter — 12,52 млн. Размер ежемесячной аудитории у WhatsApp достигает 41,09 млн человек, Telegram — 29,92 млн, Viber — 21,96 млн, Gmail — 38,25 млн.
YouTube каждый месяц пользуются 44,26 млн человек, Twitch — в 10 раз меньше (4,62 млн). Wikipedia.org, в свою очередь, фиксирует посещаемость в размере 25,5 млн человек ежемесячно, Google — 45,84 млн, Bing.com — 6,2 млн. У AliExpress аудитория составляет 25,71 млн человек в месяц, IKEA — 14,3 млн, iHerb — 10,9 млн.
Детали законопроекта
Александр Хинштейн анонсировал законопроект о «приземлении» IT-гигантов в России 13 мая 2020 года. Он пояснял, что инициатива должна установить «правила игры» для деятельности крупных интернет-компаний, которые «откровенно злоупотребляют своим монопольным положением, нарушая требования российского законодательства». Законопроект разработали по поручению президента России Владимира Путина.
Документ внесли в Госдуму 21 мая. Хинштейн отмечал, что закон обяжет компании создать в России филиал, представительство или уполномоченное юридическое лицо, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить электронную форму для обратной связи с российскими гражданами и компаниями. Этого будет достаточно для установления диалога между ресурсами и российской стороной, заявил Хинштейн.
Если компании откажутся соблюдать новые требования, пользователей начнут информировать о нарушении, а на самой платформе запретят размещать рекламу. Ресурсу же не дадут рекламироваться у сторонних компаний. Помимо этого, авторы законопроекта предложили ограничить нарушителям платежи и переводы, запретить им поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных, а также допустили замедление трафика или полную блокировку платформы.
Реакция законодателей и властей
Законопроект уже поддержали другие депутаты и чиновники. В частности, член Госдумы Антон Горелкин отмечал, что нововведения позволят наладить взаимодействие с технологическими гигантами, снимут вопросы по объёму доходов в России и дадут ключ к решению частных проблем отечественных пользователей. Парламентарий также заявил, что большинство иностранных платформ уже готово к открытию своих филиалов в России, а принятие закона станет для них поводом это сделать.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин, в свою очередь, отмечал, что инициатива является «цивилизованным решением вопроса», которое соответствует международной практике. Необходимость законодательного регулирования этого вопроса он объяснил тем, что зарубежные компании отказались решать его самостоятельно.
Первый замглавы администрации президента России Сергей Кириенко добавлял, что действующие представительства иностранных IT-платформ в России не имеют юридических полномочий и не могут отвечать за действия головных офисов. В качестве примера он приводил юридическое лицо «Гугл» и филиал TikTok.
Технологии будущего, которое уже наступило, — в нашем инстаграме.