secretmag.ru
Опубликовано 27 августа 2020, 12:49

«Серая зона». Российские госкомпании массово не захотели делиться прибылью с бюджетом

Российские госкомпании массово не захотели делиться прибылью с бюджетом. Свыше 90% таких предприятий практически не контролируется регуляторами. Кроме того, топ-менеджерам большинства госкомпаний даже не нужно отчитываться о доходах и имуществе.

«Серая зона». Российские госкомпании массово не захотели делиться прибылью с бюджетом

Такие данные вскрылись в ходе аудита Счётной палаты. Всего за 2017–2019 годы поступления в бюджет от компаний с госучастием выросли почти на 76% и составили в общей сложности почти 1 трлн рублей.

При этом выяснилось, что 97% дивидендов, поступающих в федеральный бюджет, приходится всего на 20 крупных российских компаний, которые по своим доходам и структуре всё больше напоминают удельные княжества, контролируемые их топ-менеджерами.

Размер выручки крупнейших акционерных обществ с госучастием (среди которых «Газпром», «РЖД», «Транснефть» и др.), по подсчётам аудиторов, в 2018 году составил 16,4 трлн рублей (95,6% от общей суммы выручки всех крупнейших акционерных обществ). Это сопоставимо с размером всей расходной части федерального бюджета в том же году (16,7 трлн рублей).

Объём дивидендов, которые госкомпании платят в бюджет, разнится: например, ВТБ платит всего 15% от чистой прибыли, тогда как обычно доля выплат доходит до 50%.

«Серая зона»

Данными о том, сколько в России работает федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и акционерных обществ (АО), располагают три ведомства: Росимущество, Росстат и Федеральная налоговая служба (ФНС). Кроме того, данные о компаниях с госучастием есть в Едином госреестре юрлиц.

Однако по итогам проверки Счётной палаты оказалось, что у всех эти данные разнятся. Например, по данным Росстата, в 2019 году в России было 760 ФГУПов и 1059 АО с госучастием. По данным ФНС, 803 ФГУПа. А у Росимущества отражены данные о 1025 АО с госучастием.

Такая ситуация сложилась из-за разной методики подсчёта и проблем с отчётностью, а многие предприятия закреплены за ведомствами, которые их специфике не соответствуют.

Княжества за счёт бюджета

Участие государства в работе предприятий предполагает, что часть их прибыли в конечном итоге становится источником пополнения бюджета. Однако за 2017–2019 годы более 500 акционерных компаний с госучастием ни разу не перечисляли дивиденды в доход бюджета. Несмотря на это, поступления в эти годы стабильно росли. Если доходы от деятельности ФГУПов удалось увеличить на 30,4%, то выплаты дивидендов от АО за то же время выросли на 75,7%.

Во многом это произошло за счёт нефтяных компаний, входящих в 2% крупнейших российских АО. Всего, по подсчётам Счётной палаты, на 20 крупнейших российских госпредприятий приходится 97% поступлений дивидендов в бюджет. Но те компании, в которых у государства имеются лишь небольшие пакеты акций, фактически находятся в «серой зоне».

Также Счётная палата обратила внимание, что зачастую решения о выплате крупных вознаграждений руководству госкомпаний принимались на фоне убыточности таких предприятий. Кроме того, у большинства топ-менеджеров даже нет обязанности отчитываться о доходах, как это делают чиновники и депутаты.

«Были выявлены случаи, когда одни и те же лица являлись представителями государства в органах контроля и управления компаний, при этом оценка эффективности их работы не проводилась, — констатировали аудиторы Счётной палаты. — Иногда зарплата руководителя убыточного ФГУПа оказывалась в два раза выше, чем у главы прибыльного».

Курс на сокращение

В последние годы в правительстве взяли курс на сокращение количества компаний с госучастием. Тем не менее пока заметных результатов это не принесло.

В июле в Госдуму внесли законопроект, согласно которому зарплаты топ-менеджеров в компаниях с долей государства свыше 50% не должны превышать среднемесячный заработок президента за предыдущий год. Однако пока депутаты и чиновники стараются не дать законопроекту ход, встречая его многочисленными отрицательными отзывами и замечаниями. Между тем сам президент ещё в марте признал, что руководство госкомпаний получает «многовато».

Ранее в Федеральной антимонопольной службе усмотрели угрозу в усилении монополии крупных госкомпаний. По мнению главы ведомства, это приведёт экономику России обратно к экономике советского типа.

Фото: ]Pxhere](https://pxhere.com/ru/photo/1443581), CC0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!