«Правительству не хватает авторитета». Выяснилось, почему россияне матерятся в интернете
В феврале 2021 года в России вступили в силу поправки, которые требуют от соцсетей удалять нецензурные сообщения. За год действия этого закона количество мата уменьшилось всего на 1%. «Секрет фирмы» разбирался вместе с экспертами, почему ограничения не работают. По мнению собеседников, власть не может эффективно регулировать соцсети, а пользователям не хватает культуры.
С февраля 2021 года в стране действуют поправки к закону «Об информации». Они требуют от соцсетей удалять сообщения с нецензурной бранью.
Но, как выяснила «Медиалогия», количество нецензурных сообщений уменьшилось с того времени с 94,4 млн до 93,3 млн.
Люди не понимают, зачем говорить без мата
«Это постановление само по себе было чересчур амбициозным. Такие застарелые проблемы одним волевым решением правительства не решаются», — рассказал «Секрету» социальный психолог Алексей Рощин.
«Люди матерятся в соцсетях по простой причине — потому что они матерятся в реальной жизни. И хотя никто на это не обращал внимания, у нас в России большая часть населения на мате просто разговаривает. Все, от грузчиков до академиков, матерятся», — констатировал собеседник.
При этом сейчас ситуация хуже, чем в СССР, когда действовали «народные» моральные запреты употребления мата при женщинах или детях, считает эксперт. «Для большинства мат не является ругательством — это просто речь. И все этим пользуются, даже дети с самого ясельного возраста. И получается то же самое, что попытки запретить глаголы "быть" и "иметь"», — отметил психолог.
Также люди не понимают, почему именно надо говорить без мата, ведь нецензурные слова перестали восприниматься как запретные.
«У правительства, мягко говоря, не очень много авторитета. Предписания властей не становятся обязательными. Яркий пример — это вакцинация, которая в России провалена. Правительство требует всех вакцинироваться, а люди считают, что власти ошибаются. Тот же механизм работает и здесь. Авторитета правительству не хватает, и силой заставить тоже не удаётся. Потому что у правительства нет столько сил, чтобы контролировать соцсети», — резюмировал Рощин.
Закон есть, но он не действует
«Если у вас есть ограничение по скорости на дороге 40 км/ч, но вас за превышение не штрафуют, то вы и не соблюдаете эту норму. При этом законодатели поступили весьма экзотично. Этот закон не регулирует соцсети, так как на это нет ни денег, ни ресурсов. И закон говорит, что соцсети должны сами регулироваться. При этом русский язык богат, и чётких определений, что такое мат, нет», — считает бывший советник президента по интернету Герман Клименко.
Клименко заявил «Секрету», что если закон есть, но он не действует, то его выполняют только те, у кого есть какие-то личные стимулы: религиозные, поведенческие, культурные. А те, у кого таких стимулов нет, не будут исполнять предписания.
С ним согласен интернет-омбудсмен, член генсовета «Деловой России» Дмитрий Мариничев.
«Уровень матерщины в интернете — это просто уровень культуры, воспитания и терпимости общества к такому поведению. Поэтому сколько бы законов ни напридумывали, они работать не будут. Потому что есть только один закон — это воспитание культуры», — сказал «Секрету» Мариничев.
Интернет является обычной средой, в которой общаются люди. И прежде всего надо увеличивать общую культуру общения, а не принимать какие-то запреты и ограничения, продолжил собеседник.
«У нас много есть инициатив: "давайте что-то запретим". Давайте: проголосовали — запретили. Но что это даёт — ничего не даёт. Кто занимается работой с обществом, воспитанием? Никто не занимается», — подчеркнул Мариничев.
Фото: depositphotos.com