«Повышать уже некуда». Эксперты высказались о риске «колоссального» роста коррупции в России
На Ясинской конференции НИУ ВШЭ полпред правительства в судах Михаил Барщевский предупредил о риске «колоссального» роста коррупции в России. Он заявил, что «чем крепче и сильнее государство, тем выше уровень коррупции». По мнению Барщевского, с ней нужно бороться не усилением контроля и ужесточением наказания, а развитием политической конкуренции и гражданского общества. В разговоре с «Секретом» представитель ВШЭ Юлий Нисневич назвал это повторением «банальных истин».
Полномочный представитель правительства в Конституционном и Верховном судах Михаил Барщевский заявил, что на фоне западных санкций Россию может ждать резкое повышение уровня коррупции.
«С моей точки зрения, уровень коррупции будет только возрастать, причём в колоссальных размерах, поскольку известно, что чем крепче и сильнее государство, тем выше уровень коррупции», — сказал он.
Барщевский предупредил, что усиление контроля и ужесточение наказания — не панацея от таких нарушений, как показывает опыт Китая. Действенным методом по борьбе с коррупцией полпред считает развитие политической конкуренции и гражданского общества.
По словам ведущего научного сотрудника Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Юлия Нисневича, в заявлениях Барщевского «перепутан ряд вещей».
«Сила государства не имеет отношения к коррупции. Если государство по-настоящему сильное, в нём уровень коррупции низкий: например, Финляндия, Норвегия, Дания — очень сильные государства с низким уровнем коррупции. Вопрос в другом: если государство вмешивается в экономику, если в стране преобладает государственный капитализм — вот это приводит к росту коррупции, потому что одна из основных зон коррупционных отношений — это госзакупки, государственное производство», — добавил Нисневич.
Как отметил эксперт, озвученные Барщевским идеи — «это замечательно, но всё это — ни о чём». По мнению Нисневича, в России повышать уровень коррупции некуда.
«Всё, что сказал господин Барщевский, — это банальные истины, которые за собой не несут никакого содержательного смысла. Он говорит о том, что нужна политическая конкуренция. А кто бы в этом сомневался? Только вопрос не в наличии политической конкуренции, а в том, чтобы в результате неё происходила сменяемость власти. Только в этом случае те люди, которые замешаны в коррупционных деяниях, они будут из власти убираться через политическую систему выборов», — пояснил Нисневич.
Также эксперт назвал бессмыслицей слова Барщевского о сильном гражданском обществе как о механизме борьбы с коррупцией. По его словам, нужно не просто сильное общество, а система гражданского контроля. «Бабушка с лавочки» не может определять, где коррупция есть, а где её нет, это должны делать подготовленные профессионалы, умеющие собирать материалы и доказывать наличие коррупции, добавил Нисневич.
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин ранее заявил, что коррупция в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) «должна караться расстрелом, а не посадками». Он сообщил, что взяточники в ОПК ослабляют страну — и она теряет возможность защищать своих граждан. Мораторий на смертную казнь действует в России с 1997 года.
Основатель хедж-фонда Bridgewater, американский миллиардер Рэй Далио заявил, что главная причина коррупции в России кроется в неумении российских предпринимателей работать сообща. По его словам, Россия сталкивается с большим количеством препятствий на пути к построению эффективной экономики, а жителям страны нужно сосредоточиться на том, как люди ведут себя друг с другом.
В конце марта 2021 года Генпрокуратура сообщила, что число коррупционных преступлений в России в начале 2021 года выросло на 11,8% и достигло примерно 7100. Почти половина эпизодов — это взяточничество. За год показатель вырос на 21,1%, при этом в каждом третьем случае размер взятки не превышал 10 000 рублей. Ущерб от коррупции в России за 2020 год превысил 63 млрд рублей, подсчитали в Генпрокуратуре.
Фото: Сандурская Софья / Агентство «Москва»