Пока не суверенный. Сумели ли власти за год сделать Рунет устойчивым
Ровно год назад вступил в силу так называемый «закон о суверенном / устойчивом интернете». Инициатива предусматривает создание в России независимой инфраструктуры, которая обеспечит работу Рунета, даже если его отключат от зарубежных серверов. «Секрет фирмы» изучил, удалось ли за год продвинуться к этой цели и какие проблемы возникли на этом пути.
Как Рунет делают устойчивым
«Законом об устойчивом интернете» называют поправки к законам «О связи» и «Об информации». Они вступили в силу 1 ноября 2019 года и призваны защитить российский сегмент Сети от возможного отключения.
Закон предполагает, что Роскомнадзор (РКН) возьмёт на себя управление интернетом в России, если тот окажется под угрозой. Под угрозой власти понимают распространение запрещённой информации, уязвимость к попыткам несанкционированного доступа и «дестабилизирующим внутренним или внешним информационным воздействиям» и многое другое.
В случае возникновения угрозы РКН перейдут все точки передачи данных за границу и маршрутизация трафика, в том числе с помощью специального оборудования. Ведомство фактически сможет просматривать трафик, проходящий между клиентом и провайдером, и блокировать доступ к запрещённым сайтам без предупреждения.
С 1 января 2021 года также вступит в силу норма об обязательном использовании национальной доменной зоны. С этого момента госорганы должны будут перейти на отечественные средства шифрования информации и мессенджеры.
Все мероприятия по реализации закона должны быть завершены до конца 2021 года. На проект в общей сложности потратят более 30 млрд рублей.
Ещё на этапе обсуждения закон вызвал волну критики. Противники проекта указывали, что власти могут воспользоваться поправками для введения цензуры в стране и построения закрытого интернета — по аналогии с Китаем или Северной Кореей. А Ассоциация участников рынка интернета вещей (в которую входят ведущие операторы связи России) предупреждала, что проект может негативно сказаться на создании и внедрении проектов умных городов, на цифровизации транспортной инфраструктуры и в целом на развитии интернета вещей.
Что пошло не по плану
Центр мониторинга, где ты?
До конца 2019 года чиновники должны были ввести в эксплуатацию информационную систему Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования. Именно центр должен будет принять на себя управление интернетом в случае возникновения угроз. Бывший глава РКН Александр Жаров называл его создание «главной задачей Роскомнадзора в сфере связи на 2019 год».
Однако, как сообщили в Счётной палате, этого сделано не было, хотя из бюджета на эти цели выделили 600 млн рублей. В РКН в ответ заявили, что первую очередь системы сделали в срок, а вот над второй ещё работают.
Перебои в учениях
В рамках «закона об устойчивом интернете» чиновники должны не реже раза в год проводить учения. Осенью 2019 года операторы связи запускали оборудование в тестовом режиме. В результате на Урале падала скорость и ухудшалось качество сигнала.
В конце 2019 года власти провели другие, «исследовательские» учения. Отражение потенциальных угроз отрабатывали несколько дней «на выделенных сегментах, стендах и полигонах» также на Урале и в центральной части России.
Комментарии представителей отрасли по поводу того, что на самом деле происходило на учениях, были полны разнообразных предположений, включающих в себя тестирование оборудования РКН для фильтрации интернет-трафика, отключение некоторых сегментов Сети, блокировку внешнего трафика. При этом некоторые считают, что учения — условное мероприятие, проводимое для формальной отчётности.
На 2020 год было запланировано проведение четырёх всероссийских учений — в марте, июне, сентябре и декабре. Мартовские и июньские отменили из-за эпидемиологической обстановки в связи с коронавирусом. Сентябрьские учения также не состоялись из-за недоработанных нормативных актов. Следующие запланированы на 20 декабря.
Сопротивление провайдеров
Согласно закону, провайдеры обязаны устанавливать «технические средства противодействия угрозам», которые должны фильтровать трафик и блокировать доступ к запрещённым сайтам.
Предполагалось, что затраты компаний будут минимальны — оборудование операторам предоставит РКН, а их установка и обслуживание будут осуществляться за счёт бюджета. Но есть нюансы. РКН выдвинул ряд требований для установки, которые повлекут для провайдеров дополнительные расходы — до 300 000 рублей в месяц. Для небольших региональных компаний это может стать значительной суммой.
Компании оказались в сложной ситуации: от них требуют установки одного конкретного оборудования несмотря на то, что РКН одобрил ещё 12 производителей. При этом чётких требований к оборудованию до сих пор нет. Но в случае неустановки компаниям пригрозили штрафом или приостановкой лицензии. По мнению экспертов, в суде РКН не сможет добиться ни того ни другого. Поэтому вопрос с установкой технических средств подвис в воздухе.
По данным источника «Коммерсанта», оборудование уже установили крупные игроки рынка: МТС, «Вымпелком» и «Мегафон», «Ростелеком» и ТТК.
Нужно время
На самом старте проекта участвовавший в тестировании технических средств противодействия угрозам специалист отмечал, что на их развёртывание уйдёт «примерно год».
Сейчас эксперты считают, что с пользовательской точки зрения за прошедший год закон ничего не изменил. Для его полноценной работы российским властям нужно принять ещё более 20 подзаконных актов. Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко отметил, что ряд подзаконных актов уже сейчас подлежат переработке.
По мнению главы информационного аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, всё, что происходило в рамках закона в этом году, носило превентивный характер. «Компании опробовали на себе всё это действо, увидели, что всё это работает. И, в общем-то, наверное, ничего больше не изменилось. С точки зрения потребителя — точно, с точки зрения компаний — просто то, что они готовы к исполнению всего этого в случае возникновения каких-то проверок и т. д.», — рассказал он ТАСС.
При этом эксперт полагает, что в и ближайший год в этой области вряд ли что-то изменится из-за того, что на данный момент операторы связи вкладывают огромные ресурсы для исполнения «закона Яровой» и на «устойчивый Рунет» они будут закладывать расходы «в совершенно меньшей доле».
Что ещё делали с Рунетом за последний год
Регулирование российского сегмента Сети не ограничивается только техническими мерами. Год назад в спецпроекте «Секрет» вспоминал, как власти планомерно усиливали контроль в интернете и как Рунет трансформировался в новых законодательных реалиях. Спустя год после вступления в силу резонансного закона российский сегмент интернета изменился ещё сильней.
- Штраф за оскорбления в Сети
В Госдуме предложили приравнять оскорбления в Сети к публичным. При этом штрафы за публичные оскорбления предложили повысить в два раза: для физлиц до 10 000 рублей максимум (с 3000–5000 рублей), для должностных лиц до 100 000 рублей (с 50 000 рублей максимум) и для компаний и организаций до 700 000 (сейчас максимум 500 000 рублей).
Следом Путин поручил ужесточить ответственность за оскорбления в интернете, усовершенствовать механизмы опровержения недостоверной информации, «проанализировать правоприменительную и судебную практику» по делам о защите чести и достоинства из-за публикаций в Сети.
- Штрафы за коронафейки
Путин подписал закон, ужесточающий наказание за нарушения режима карантина и распространение фейков о коронавирусе. Гражданам за недостоверную информацию о COVID-19 грозит штраф в 300 000 —700 000 рублей (или обязательные и исправительные работы сроком до 360 часов или одного года), если сведения угрожают жизни и здоровью людей. Юрлицам грозит штраф до 3 млн рублей (если информация не повлекла последствий для жизни людей), до 5 млн рублей (в случае смерти одного человека, причинения вреда здоровью или имуществу, нарушения общественного порядка и проч.), а при повторном нарушении — до 10 млн рублей.
Первое дело о фейке про коронавирус возбудили буквально через два дня после принятия поправок.
- Блокировка пиратов
Президент подписал закон о блокировке мобильных приложений, нарушающих авторские права. На этапе работы над законопроектом участники рынка просили его смягчить, но профильный комитет Госдумы на уступки не пошёл. По словам опрошенных «Коммерсантом» экспертов, его реализация может ударить по всей IT-индустрии страны.
- Война с Telegram окончилась
РКН объявил о разблокировке мессенджера Telegram за «готовность противодействовать терроризму и экстремизму». После этого аудитория мессенджера в России начала резко расти.
- Реестр сведений о россиянах
Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о россиянах. База данных будет содержать: ФИО (в случае их изменения иные ФИО) и пол (в случае его изменения иной пол); дату и место рождения и смерти; сведения о семейном положении; СНИЛС, ИНН, ссылки на профили родителей, супругов и детей и многое другое. Предполагается, что регистр заработает в России с 1 января 2023 года.
Что ещё произошло
-
В Госдуме предложили дать Генпрокуратуре право блокировать СМИ без суда за оправдание экстремизма или терроризма.
-
Военным запретили писать о службе в интернете. Теперь им нельзя распространять в Сети любую информацию, с помощью которой можно определить принадлежность к войскам, данные о других военнослужащих, включая уже уволенных, их родственниках и местонахождении в определённый период.
-
Главное управление по противодействию экстремизму МВД (Центр «Э») решило потратить почти 50 млн рублей на создание специальной базы данных обо всех экстремистских организациях. В ней будет храниться в том числе информация о финансировании таких организаций и сомнительных лиц.
-
К октябрю 2020 года индекс свободы интернета в России впервые за пять лет с момента создания упал ниже нуля, до –37 баллов, что на 121 балл ниже, чем было в марте 2020 года. Изначально показатель находился на уровне 1000 баллов, но в своей истории он рос всего трижды: в феврале 2016-го, в июле 2017-го на фоне протестов против «пакета Яровой» и в апреле 2019-го.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com/AntonUfimes, toxawww