Основанное при Сталине Мурманское пароходство признали банкротом. Компания погрязла в миллиардных долгах
Суд в Мурманской области признал банкротом АО «Мурманское морское пароходство» (ММП) — одну из крупнейших судоходных компаний, работающих в российском секторе Арктики. Основанное в 1939 году ещё при Иосифе Сталине предприятие погрязло в миллиардных долгах.
Мурманское пароходство, имеющее в своём активе танкерный флот для перевозки арктической нефти, оказалось не в силах расплатиться с кредиторами. Самый крупный долг у предприятия — перед «Сбером» (5,4 млрд рублей).
В марте в ММП ввели процедуру наблюдения по иску оператора железнодорожных вагонов «Урал логистика», долг перед которым составляет 1,2 млн рублей. Спустя полгода наблюдение завершили, а гендиректора пароходства Николая Артёмова отстранили от должности, назначив временно исполняющего обязанности конкурсного управляющего.
Теперь планируется за полгода собрать активы ММП в конкурсную массу и распродать их на торгах для погашения требований кредиторов. Работники предприятия при этом пока продолжают работать в прежнем режиме.
Проблемы ММП
В 2015 году ММП показало убыток в 413,8 млн рублей. Тогда руководство предприятия объяснило это следствием нестабильности курса рубля. С каждым годом финансовые проблемы лишь усугублялись. В 2018 году сразу несколько судов пароходства арестовали в разных странах. К декабрю 2019 года ММП накопило задолженность по зарплате в 164 млн рублей.
Мурманское пароходство задолжало не только кредиторам, но и портовым властям зарубежных стран. В то же время моряки нескольких кораблей ММП фактически стали заложниками в иностранных портах, оставшись без зарплаты, продуктов и топлива.
На фоне финансовых проблем пришлось продать шесть судов ММП («Поморье», «Кузьма Минин», «Виктор Ткачёв», «Пётр Великий», «Иван Лопатин», и «Всеволод Белецкий») с аукционов в США, Англии и Литве.
По итогам 2019 года ММП получило 1,774 млрд рублей чистого убытка. Выручка компании снизилась в 2,8 раза, до 496,9 млн рублей. За 2019 год в рамках оптимизации количество сотрудников пароходства снизилось с 793 человек до 213.
Мошенники в руководстве пароходства?
Учредитель и бенефициар ММП Николай Куликов (контролирует 89,77% ММП: 29,99% принадлежит ему лично, остальная доля — подконтрольным ему компаниям) с сентября 2019 года находится под следствием по делу о злоупотреблении полномочиями. В марте его отпустили из-под домашнего ареста под залог в 3 млн рублей.
Сначала следствие обвинило Куликова в злоупотреблениях полномочиями на 589,7 млн рублей. По версии силовиков, такую сумму учредитель вывел в офшоры из оборота ММП с 2014 по 2019 год, что привело к банкротству компании. Следственный комитет утверждал, что деньги Куликов тратил на личные цели, в том числе на покупку акций пароходства и картин для своего коттеджа.
Во время обысков у Куликова нашли 11 картин Николая Рериха и полотно Ивана Айвазовского. Одна из изъятых картин Рериха «Поморяне. Вечер» в 2009 году оценивалась в $2,5–3 млн. В результате судебные приставы выставили это полотно на торги, оценив его в сумму свыше 78 млн рублей.
Позже топ-менеджера обвинили ещё и в мошенничестве. Находясь под домашним арестом, Куликов за $4,2 млн продал некий «объект недвижимости», сообщили следователи. Из этих денег 152 млн рублей ушло на счёт его жены, 17,6 млн рублей — риелтору, а ещё почти $1 млн вывели за рубеж. Куликову грозит более шести лет лишения свободы.
Летом стало известно, что бывшего директора пароходства Алексея Глазунова будут судить за невыплату зарплат и уклонение от налогов 88 млн рублей. Сумма зарплатного долга с февраля по июнь 2019 года превысила 22 млн рублей. Общая сумма долгов пароходства в тот период превышала 280 млн рублей.
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!