Оптимистов стало меньше. Россияне привыкли к кризису и нестабильности
В России резко вырос индекс потребительской уверенности, сообщил Росстат. Это означает, что жители привыкли к нестабильности и перестали обращать внимание на кризис.
В третьем квартале доля тех, кто с пессимизмом смотрит на перспективы российской экономики, снизилась с 45% до 36%. Доля тех, кто оценивает будущее нейтрально, выросла с 34% до 45%. Оптимистов при этом больше не стало: во втором квартале их было 18%, в третьем — 15%.
Снизилось и число тех, кто говорит об ухудшении своего материального положения, — с 31% до 23%. Доля нейтральных оценок увеличилась с 56% до 64%, число оптимистов сохранилось на уровне 10%. Число тех, кто готов совершать крупные покупки, выросло сразу на 13%.
Позитивные данные не совпадают с прежде звучавшими оценками. Ранее в ЦБ отмечали, что в сентябре восстановление потребительской активности остановилось. В августе россияне начали готовиться ко второй волне кризиса, говорили в ВШЭ. Расходы семей в июле–сентябре находились на уровне 2019 года, а к началу октября начали снижаться, подчёркивали в «Сбере».
Опрос Росстата проводился в августе, и он не учитывает данные о второй волне коронавируса, объяснил президент Центра стратегических разработок Владислав Онищенко. Мысль о том, что россияне свыклись с кризисом, озвучил доцент РЭУ Игорь Строганов.
«У человека есть такая особенность: чем больше его пугают, тем меньше он на это обращает внимание. Привыкает и уже не замечает. Тем более что, несмотря на апокалиптические прогнозы начала режима самоограничения, ничего совсем уж плохого для экономики страны и для жизни простых граждан не произошло», — сказал эксперт.
Фото: Pixabay, Pixabay License
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!