secretmag.ru
Опубликовано 09 февраля 2023, 17:18
3 мин.

Общая беда. Россиянам ответили, почему в квартирах взрывается газ и как этого избежать

За прошедшую неделю произошло уже два взрыва газа в жилых домах, и в обоих случаях это закончилось трагедией. 7 февраля в Ефремове Тульской области взорвался газ, в результате обрушились перекрытия и погибло пять человек. Буквально через день, 9 февраля, в Новосибирске взорвался газ в пятиэтажной панельке, число погибших достигло уже восьми. «Секрет фирмы» обратился к экспертам с просьбой рассказать, почему происходят эти взрывы и как их можно избежать. Вывод один — надо усиливать ответственность чиновников.

После трагедии в Ефремове выяснилось, что жители дома жаловались на запах газа: своей родственнице позвонила пожилая женщина. Но специалисты не успели обследовать дом.

Прокуратура начала проверку по факту взрыва.

А вот в Новосибирске удалось задержать двух лжегазовиков — жителей Омской области. Они ранее, представившись сотрудниками газовой компании, выполняли некие работы по техобслуживанию газовых плит. Возбуждено уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Кто виноват?

Инженер по качеству строительства Сергей Бакин считает, что в основе всех техногенных катастроф всегда лежит человеческий фактор: кто-то недосмотрел, кто-то что-то не проверил. И за каждой катастрофой стоит конкретный человек.

«По пожарной безопасности у нас есть обширная техническая документация, есть определённые требования. А у нас же как делают: давай сэкономим. Но это не система, это чья-то глупость», — заявил он.

Что делать?

Чтобы избежать повторения катастроф в будущем, должна быть политическая воля и конкретные лица должны нести ответственность. Но именно с ответственностью конкретных лиц всё «очень слабовато». Особенно это касается госчиновников.

«Технадзор тоже имеет отношение к государевой службе. Если бы была персональная ответственность за то, под какими результатами они ставят подпись, и эта ответственность была бы реальная, тогда был бы порядок», — посетовал эксперт.

Он указал, что именно технадзор может на ранней стадии увидеть потенциальную проблему. Например, это может быть неправильное хранение, неисправная электросеть или трещины в здании. Для всех этих случаев есть регламенты.

Ведущий эксперт по пожарной безопасности компании «НПК Фонд пожарной безопасности» Константин Кузнецов предложил для начала выяснить, был ли источником взрыва газ баллонный или трубопроводный. На этот вопрос должно ответить следствие.

«Сам по себе газ в небольших концентрациях не опасен, мы греем на нём воду. Но в закрытых помещениях он может достигать взрывоопасной концентрации. После этого объёмным взрывом повреждаются несущие конструкции здания: стены, пол и потолок. Дальше происходит обрушение и под завалами гибнут люди. Весь вопрос в достижении в небольшом объёме взрывоопасной концентрации газа», — рассказал он.

Для взрыва газа надо, чтобы он достаточно долго поступал в квартиру. Чтобы этого избежать, к нему добавляется специальная присадка, которая и даёт запах. Ведь сам по себе природный газ его не имеет. Это делается для того, чтобы люди чувствовали неладное и принимали меры. Мера самая простая — надо открыть окна и двери, и трагедии удастся избежать.

Особый случай

Но утечки газа могут быть в квартирах, в которых никто не живёт. Такие ситуации можно только профилактировать — для этого надо перекрывать газовый вентиль, который идёт к печке.

«Есть профилактический осмотр газового оборудования, который производится с определённой периодичностью. Допустим, раз в год. За год может произойти всякое. Могут сделать несанкционированную перепланировку и повредить газовую магистраль. Кроме того, в квартиру могут попадать только правоохранители», — сообщил эксперт.

Он указал на то, что проверяющие проводят разъяснительную работу с пожилыми людьми, особенно с теми, у кого деменция. Но никакого особенного всплеска взрывов Кузнецов не заметил.

«Это общая беда, ведь взрывы произошли в старых пятиэтажках, это определённая болезнь. Трудно с этим как-то бороться», — резюмировал он.