«Как-то рассосётся». Что будет с российским рынком пива после ухода иностранных компаний
Крупнейшие пивоваренные компании сворачивают работу в России. Бельгийцы AB InBev хотят приостановить производство и продажу пива Bud в стране. Датская Carlsberg анонсировала продажу заводов, но до заключения сделки они продолжат работать. Heineken из Нидерландов также продаст российский бизнес новому владельцу. На сегодняшний день иностранные пивовары занимают примерно 65% российского рынка. «Секрет фирмы» узнал у экспертов, как уход иностранцев повлияет на отечественный пивной рынок.
Исход
Бельгийская пивоваренная компания AB InBev попросила контролирующего акционера — турецкую Anadolu Efes — приостановить действие лицензии на производство и продажу бренда Bud в России. В стране компания также выпускает пиво под марками «Клинское», «Сибирская корона», Stella Artois, Lowenbrau, Brahma, Staropramen, Hoegaarden, «Толстяк», Bagbier.
Пивовары из Carlsberg решили полностью уйти из России. Датская корпорация объявила, что продаст весь российский бизнес. Заводы «Балтика», которые принадлежат компании, продолжат работать до момента завершения сделки с новым владельцем. Пивоваренной компании Carlsberg принадлежит собственная марка пива, а также бренды Kronenbourg, Holsten, Tuborg.
Наконец, нидерландская компания Heineken также решила уйти с российского рынка и передать бизнес в стране местному владельцу. «Мы пришли к выводу, что владение бизнесом в России больше не является устойчивым и целесообразным в текущих условиях», — сообщили в пресс-службе.
У этой компании около 30 брендов напитков, в том числе Heineken, Amstel, Zlaty Bazant, Guinness, а также национальные и региональные марки, такие как «Охота», «Три медведя», «Степан Разин». На предприятиях Heineken работают свыше 82 000 человек.
До передачи российского бизнеса новому владельцу все семь её пивоварен будут работать. Там также гарантируют сохранение заработной платы всем российским сотрудникам до конца 2022 года.
«Постоят в сторонке»
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз заявил «Секрету», что в марках пива, которые принадлежат иностранным компаниям, нет ничего особенного. При этом, по его словам, «своего пива у нас навалом, причём хорошего».
«В 1995 году на российский рынок пришли пять крупнейших операторов производства пива, до этого их было ноль. Сейчас их осталось три. И производство пива в 1995 году было всего лишь 15 литров на душу. За 12 лет они совершили пивную революцию: забрали под себя весь пивной рынок, доля иностранных компаний в 2007 году была 92%. Российские пивовары остались всего с 8% рынка, причём только одна крупная российская компания "Очаков", у неё было 3%. Объём производства и потребления за эти 12 лет вырос в пять с половиной раз, до 82 литров на душу», — рассказал эксперт.
С 2007 года российские компании начали теснить иностранцев, и сейчас доля иностранных компаний суммарно составляет 65%, а российских — 35%, пояснил руководитель ЦИФРРА.
«Я думаю, что через 2 года все иностранные компании вернутся, всё рассосётся как-то. <…> В России просто нет покупателей на такие активы. На алкогольном рынке точно нет. Поэтому формально иностранные компании продадут бизнес стороннему покупателю, а потом выкупят обратно. Я думаю, что компании просто постараются постоять в сторонке», — считает Дробиз.
Он добавил, что на время поиска покупателей компании не будут останавливать производство, чтобы обеспечить зарплату персоналу. Поиск нового владельца может занять год или полтора, такие сделки быстро не закрываются, пояснил собеседник «Секрета».
Владелец пивоварни Tru Ale Павел Ольшанский менее оптимистично смотрит на будущее отечественного пивоварения. По его словам, в сложившейся ситуации российским производителям будет сложно наладить производство при отсутствии иностранного сырья и технологий.
«Есть рынок, на котором есть разные игроки, и упомянутые — это транснациональные компании, — они занимают огромную часть российского рынка. Понятно, что если они уйдут, то свято место пусто не бывает и его начнут занимать. Будет средний бизнес, который будет пытаться туда зайти. Понятно, что поле для деятельности станет шире и работать будет проще. Если эти заводы национализируют, то они продолжат работу, только под другими брендами и с другим руководством», — рассказал пивовар.
При этом он отметил, что сырьё для производства пива — хмель и солод — уже подорожало и, как ожидают на рынке, продолжит увеличиваться в цене. Кроме того, хмель, например, уже нельзя поставлять в Россию напрямую. В связи с этим станут дороже прежде всего разные необычные и крафтовые сорта пива, прогнозирует собеседник.
«На сегодняшний день такие ингредиенты подорожали до трёх раз. Наша пивоварня работала на импортном сырье, а сейчас закупили российское сырьё. Оно по качеству отличается, с ним работать сложнее. Пытаемся к нему приноровиться», — признался он.
По мнению Ольшанского, не стоит надеяться на повышение качества отечественными поставщиками сырья в условиях дефицита. «Я сомневаюсь, что качество будет расти, хорошо, если оно останется на том же уровне», — отметил пивовар.
В случае роста цен на пиво его, по мнению Ольшанского, будут заменять другими слабоалкогольными напитками.
«Если начнётся расти цена на пиво, то начнут производить всякие пивные напитки, их и так производят. Добавляют в алкоголь ароматизаторы и продают», — пояснил собсеесдник.
«Я думаю, что российские пивовары будут очень рады такому исходу событий. У них появляется возможность забрать под себя огромную долю рынка», — заявил Дробиз. По его мнению, дефицита пива в России не будет, но возможен передел рынка или «перегруппировка брендов».
Фото: pixabay.com