Фирма уходит, бренд остаётся. Сеть коворкингов WeWork избавляется от российских активов
Сеть коворкингов WeWork начала искать покупателя на свой бизнес в России. Права аренды всех помещений в Москве могут перейти другой сети гибких офисов, но покупатель получит право использовать бренд компании по франшизе.
О переговорах на рынке коворкинга рассказали «Ведомостям» источники, близкие к сделке. Речь идёт о судьбе пяти коворкингов в Москве, совместно арендующих 26 000 кв. м. Среди их крупнейших арендаторов — «Яндекс», X5 Retail Group и «Ситимобил». Кроме того, скорое открытие ожидает ещё один коворкинг в Imperial Plaza на Комсомольской площади.
К решению продать российский операционный бизнес WeWork подтолкнули финансовые проблемы.
Проблемы WeWork
WeWork работает с 2010 года. Основатель Адам Нейман обещал сделать из компании крупнейшую в мире сеть коворкингов и уверенно двигался к своей цели: на конец 2019 года под его управлением находилось 800 офисов по всему миру, а сама WeWork готовилась к IPO.
О планах выйти на биржу руководство объявило в начале 2019 года, когда капитализация WeWork оценивалась в $47 млрд. На развитие предполагалось привлечь около $3 млрд от продажи акций и $6 млрд от банков. Однако IPO так и не состоялось: компания не смогла объяснить инвесторам, каким образом она собирается выйти в прибыль к 2021 году. Тем временем быстро растущая сеть коворкингов требовала всё новых трат и вложений, и к моменту планируемого выхода на биржу WeWork израсходовала почти все имеющиеся у неё операционные средства ($2,4 млрд).
Несостоявшееся IPO WeWork стало одним из самых громких провалом 2019 года. В начале 2019-го капитализация WeWork составляла $47 млрд. А к концу года — уже $15–20 млрд.
Масла в огонь подлил конфликт между компанией и основателем: оказалось, что WeWork арендовала часть своей недвижимости у Адама Неймана. Резкой критике также подвергался стиль руководства Неймана. Кроме того, на выручку повлияла пандемия коронавируса, на несколько месяцев поставившая крест на офисной работе.
В конце 2019 года WeWork была вынуждена сократить часть своих сотрудников и уйти с некоторых рынков, в том числе из Китая и Латинской Америки. Теперь настал черёд избавляться и от российских активов.
Как будет дальше?
Несмотря на решение продать помещения, от присутствия бренда в России материнская компания отказываться не собирается. Одним из условий договора с потенциальным покупателем будет сохранение названия WeWork и работа по франшизе. Близкий к компании источник уточнил, что руководство рассматривает разные варианты финансирования для развития сети в России. В соответствии с глобальной стратегией, в будущем WeWork будет создавать совместные предприятия, операционные партнёрства с локальными игроками и франшизы в разных странах мира.
Аналитики предположили, что после окончания пандемии и приведения дел в порядок WeWork может вернуться к старой схеме работы в России. Пока же основными претендентами на покупку прав на офисы являются компании, которые только задумываются о выходе на рынок коворкингов, а также сами собственники помещений. Крупным игрокам выгоднее развивать свой бренд, нежели работать по франшизе.
Сколько могут стоить права на московские офисы сети — точно не известно. Но не исключено, что сделка будет безденежной, указали эксперты. Это будет первая подобная продажа на российском рынке коворкингов.
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!