Европейские порты стали отказывать российским рыболовам в ремонте судов
Российские рыбодобывающие компании столкнулись с массовыми отказами зарубежных портов ремонтировать суда под флагами РФ. Об этом сообщил РБК со ссылкой на представителей компаний и профильных ассоциаций. По их словам, учитывая то, что отечественные верфи не в состоянии обслуживать рыболовный флот, стоит ожидать снижение вылова.
По словам президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Германа Зверева, в последние годы более двух третей крупно- и среднетоннажного флота, обеспечивающего большую часть вылова, осуществляли плановый и внеплановый ремонт, а также модернизацию на зарубежных судоремонтных верфях. Он уточнил, что речь идёт примерно о 400 наиболее современных и эффективных судах, которые российские предприятия ремонтировать не умеют.
После начала военной спецоперации на Украине зарубежные порты стали отказываться от обслуживания судов из России.
Заместитель директора группы «Норебо» Сергей Сенников уточнил, что с отказами в ремонте судов сталкиваются рыболовы, ведущие промысел в Северном бассейне, в том числе в Баренцевом море.
«Судоремонтные предприятия должны быть в максимальном приближении к районам промысла, поэтому северный флот обслуживался в странах Европы. У Норвегии длинное побережье, поэтому там это проще сделать, и доставка запчастей в такие порты осуществляется быстрее. Те, кто ведёт добычу в Северо-Восточной Атлантике и добывает, например, скумбрию и путасу, делали ремонт в Польше или других европейских странах», — пояснил специалист.
Зверев добавил, что на севере России сейчас нет ни одного крупного гражданского судоремонтного предприятия. При этом в Польше, по его словам, сейчас ремонтироваться невозможно, а Норвегия тоже в основном отказывает. И санкции тут ни при чём, указал он.
«Это отказ индивидуальных компаний обслуживать российские суда и совершать их ремонт, исходя из своих представлений о политической справедливости», — отметил Сенников.
Проблемы есть и с ремонтом на Дальнем Востоке. По словам гендиректора «Доброфлота» Александра Ефремова, в основном местные суда проходили обслуживание в Китае и Южной Корее. Последние полтора года российские рыбопромышленники также сталкиваются с отказами, но не из-за санкций, а из-за пандемии.
«Чтобы отремонтироваться в Китае, наше судно прошло 42 дня карантина», — уточнил Ефремов.
Случаи отказов от ремонта российских судов подтвердили в пресс-службе Росрыболовства. В ведомстве заявили, что такие случаи рассматривают как «пример политики двойных стандартов», которые создают «в первую очередь угрозу безопасности мореплавания».
Представитель Росрыболовства заявил, что суда, получившие отказ, переориентируются в другие порты, в том числе и в отечественные. По данным ведомства, услуги по судоремонту в России оказывают 57 организаций. В то же время там признали, что с мощностями по судоремонту существуют «определённые сложности».
По словам президента Ассоциации добытчиков минтая Алексея Буглака, конкретно на Дальнем Востоке нет инфраструктуры, способной обеспечить необходимое рыбопромысловому флоту обслуживание. Он уточнил, что существующие мощности могут закрыть не более 25–30% потребностей в ремонте.
«Остро строит проблема нехватки специалистов по ремонту и наладке электрооборудования и другого современного оборудования — их в России практически нет, а "выписывать" их из-за границы в текущих условиях фактически невозможно», — добавил эксперт.
Сенников добавил, что рыболовные суда необходимо ремонтировать ежегодно — плохое техническое состояние флота может, по его словам, привести к уменьшению вылова и создаёт возможность аварии, «а это жизни людей».
Ранее начальник байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Леонид Михайлик заявил, что в Бурятии рыбоводные заводы, которые специализируются на искусственном воспроизводстве рыбы, столкнулись с дефицитом кормов. Из-за этого предприятия могут просто встать. Он предупредил, что запасов хватит лишь до конца 2022 года.
Фото: Unsplash, Unsplash License