Есть тонкости. Суд объяснил разницу между найденным и украденным
Конституционный суд (КС РФ) разъяснил в своём постановлении, что в российских законах есть нормы, позволяющие разграничить находку вещи и её кражу. В инстанцию обратились двое граждан, которые были осуждены за присвоение чужого, а именно мобильных телефонов. Одна из истиц подобрала выпавший из сумки другой женщины телефон, не стала отвечать на звонки, выкинула сим-карту, а также сбросила настройки аппарата.
Как выяснилось, именно ситуацию, когда человек, нашедший вещь, не искал прежнего владельца и пытался уничтожить признаки того, что он у вещи был, суды должны трактовать как кражу. В решении КС РФ уточняется, что кража или незаконное присвоение чужого имущества, которое не имеет признаков брошенного, образует сложное деяние.
Кстати, второй обратившийся в Конституционный суд человек работал таксистом. Он забрал забытый одним из пассажиров телефон, выключил его и стал пользоваться «по назначению со своей сим-картой». Владельца он тоже не искал и был признан судом виновным в краже.
В статье 227 Гражданского кодекса России говорится, что нашедший потерянную вещь обязан уведомить собственника и осуществить возврат. Если человек этого не сделал, он повинен в правонарушении, но не в преступлении
«Если же лицо, обнаружившее найденную вещь наряду с невыполнением указанных действий еще и прячет ее или уничтожает признаки, позволяющие индивидуализировать или найти владельца (вытаскивает сим-карту, снимает чехол телефона и т. д.), то такое поведение свидетельствует об умысле на хищение. Так внешне правомерная находка может перерасти в преступление и повлечь ответственность», — заявил КС РФ.
Ранее 18-летняя россиянка, осматривавшая по долгу службы салон автобуса, нашла оброненную там банковскую карту и отправилась с ней по магазинам. Чаще всего в такие истории попадают молодые люди. Не делайте так, помните, что отвечать за это придётся по закону.