ЦБ призвал усилить контроль за внесением наличных в банкоматах
Центробанк хочет усилить контроль за внесением наличных в банкоматах, чтобы защитить клиентов от мошенников. Речь идёт о схемах, когда злоумышленники просят у своих жертв снять наличные и положить их на счёт в другом банке. Система предотвращения мошеннических транзакций (антифрод-процедуры) и сейчас работает на стороне банка-получателя, но этого недостаточно, считают в ЦБ.
Антифрод будет применяться «ко всем входящим платежам, включая переводы через терминалы» из-за участившихся случаев мошенничества, рассказали РБК в пресс-службе регулятора.
Ранее председатель Центробанка Эльвира Набиуллина говорила о намерении изменить механизм возврата денег по мошенническим платежам. Сейчас полицейские, по её словам, «вынуждены тратить по 2–3 месяца на получение необходимой информации о счетах», в то время как центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки ЦБ (ФинЦЕРТ) получает такие сведения сразу после жалобы клиента банку.
Чаще всего клиенты обнаруживают обман не сразу, а когда обращаются в банк. Там они узнают, что деньги давно выведены со счёта.
По мнению экспертов, осуществлять мониторинг входящих платежей через банкоматы будет достаточно сложно. Для проверки клиентам банка будут звонить с вопросом, вносили ли они деньги, и в 99,9% случаев ответ будет положительным.
Директор департамента информационной безопасности Московского кредитного банка Вячеслав Касимов уточнил, что для борьбы с мошенничеством можно использовать механизм задержки зачислений, но это неприемлемо для банков. Также можно использовать получаемые от ЦБ сведения о злоумышленниках, но эти данные, как правило, быстро устаревают.
Во втором квартале 2021 года мошенники украли со счетов россиян более 3 млрд рублей. При этом вернули банки только 7,4% украденных средств. Злоумышленники в основном использовали для хищения денег телефонные звонки или фишинговые сайты.
Ранее «Секрет» рассказывал, что Эльвира Набиуллина пообещала «закручивать гайки», пока у россиян не перестанут выманивать деньги.
В августе стало известно, что в системе быстрых платежей появился аналог чарджбэка — механизма взаимодействия между банками, который позволяет вернуть ошибочный или мошеннический перевод. Сейчас функцию используют 130 российских банков.