«Бизнес не терпит пустоты». В России оценили перспективы элитного туризма
Несмотря на санкции Запада и уход крупных игроков с российского туристического рынка, у индустрии всё ещё есть потенциал. Опрошенные «Секретом фирмы» эксперты признают, что деловой и элитный туризм в России смог пережить коронавирусные ограничения и теперь готов развиваться. А в уходе западных компаний нет ничего страшного, ведь российский бизнес способен их заменить, уверены аналитики.
Руководитель комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский в разговоре с «Секретом» заявил, что ниша элитного туризма в России наименее конкурента. На это влияет в первую очередь дефицит качественного номерного фонда: к нему относятся гостиницы, построенные или реконструированные в последние 10 лет и управляемые профессиональным менеджментом.
«Качественного номерного фонда остро не хватает — его, по нашим оценкам, не более 10% в стране. Если брать сегмент высокого уровня — отели 4–5 звёзд, то их в России катастрофически мало. Поэтому сегмент наиболее перспективен для инвесторов, так как за счёт небольшой конкуренции при их ценообразовании они могут стремиться к высокой окупаемости по сравнению с более дешёвыми категориями. Поэтому перспективы у них сейчас самые лучшие среди всего рынка», — заявил Уманский.
По словам директора ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь"» Александра Осауленко, если в России есть обеспеченные граждане, то есть и потенциал развития элитного туризма. Даже с учётом ситуации в экономике бизнес постепенно восстанавливается от шока февраля — марта: формируются новые деловые связи и новые рынки. Необходимость прямого общения и деловых поездок говорит о том, что перспективы восстановления делового туризма в России огромны. Это можно будет наблюдать уже к осени, заявил эксперт.
Сейчас рынок туризма в России борется с последствиями коронавируса, локдауна и ограничений на путешествия, добавил Осауленко. На последствия пандемии накладывается отсутствие прежних логистических схем, которые позволяли путешествовать по миру. Вдобавок из-за приостановки работы в России некоторых гостиничных сетей в туристическом бизнесе стали возникать «пустоты».
1 июня иностранные сети премиум-отелей Marriott и Hilton заявили, что обдумывают уход с российского рынка. Причина кроется не только в геополитике, но и в падении трафика: гостей, которые могут себе позволить номер за 60 000 — 100 000 рублей в сутки, стало намного меньше. Ранее об уходе из РФ сообщил британский гостиничный оператор InterContinental Hotel Group.
«Де-факто они полностью не ушли, просто в их деятельности появились определённые ограничения. Руководство этих компаний взяло определённую паузу, чтобы в этом ажиотаже не принять неправильное решение. Российский рынок для них важен, ведь не просто так они на него заходили, вкладывали серьёзные средства, запускали инвестиционные программы. Бизнес понимает, что даже в среднесрочной перспективе "свято место пусто не бывает". Отели — это такой вид бизнеса, который не свернёшь, не положишь в портфель и не увезёшь за рубеж. Это серьёзные основные фонды, которые просто так подолгу простаивать не будут. Бизнес не терпит пустоты и не терпит долгосрочных знаков "минус"», — заявил эксперт.
По мнению Ильи Уманского, в уходе Marriott и Hilton ничего страшного нет: гостиничные сети почти всегда управляют зданиями, а не строят их. Их присутствие или отсутствие на рынке никак не скажется на появлении новых гостиниц и их работу в России. Сейчас в РФ существуют собственные бренды — достаточны узнаваемые, с высоким уровнем сервиса, которые могут заменить их. Также место могут занять конкуренты, которые решили остаться в России, добавил эксперт.
«Одно дело — принять решение об инвестировании или строительстве гостиничного комплекса, и другое — заняться управлением. Международные сети занимаются именно последним. Поэтому девелоперу или инвестору придётся просто найти другую компанию, которая будет управлять. Речь не идёт о том, что с уходом Marriott гостиницы закроются и не будут принимать гостей. Они не принадлежат Marriott — владелец бизнеса просто откроется под другим названием, возможно, сменит высший менеджмент — и продолжит работу», — подчеркнул Уманский.
По словам экспертов, отели — лишь часть туристической отрасли. Не меньшую роль играют перевозка, трансферы, услуги гидов, индустрия красоты, SPA, медицина, в том числе оздоровительная. В этих сферах международного участия практически не было, и здесь в России всё благополучно.
«Индустрия туризма — это многосоставной рынок с большим количеством участников. И все они находятся в разных условиях и разном состоянии. Ковидные ограничения сейчас по большому счёту сняты. Внутренний рынок вполне себе восстановился, и внутри России всё стабильно и спокойно. Выездной рынок пребывает в сложном состоянии из-за того, что большинство направлений закрыты, а оставшиеся ограничены недостаточной ёмкостью авиационных потоков. На въезде тоже есть проблемы, связанные с геополитической обстановкой: европейские рынки для России закрыты, а азиатские и восточные связаны ковидными ограничениями», — добавил Уманский.
По словам Осауленко, сейчас российский турбизнес борется с последствиями весны 2020 года, а не 2022-го. При этом международный рынок по большому счёту даже не приступил к восстановлению. Китай, который был по большому счёту донором международного туризма и обеспечивал основной поток туристов в Россию, Европу и США, сейчас закрыт. В силу разных внешних обстоятельств практически отсутствуют прежние логистические схемы, которые позволяли иностранным туристам добираться до РФ и путешествовать по территории страны. Всё это накладывает серьёзный отпечаток на ситуацию с туризмом. Поэтому восстановлению индустрии будут способствовать полное снятие всех пандемийных ограничений, создание и восстановление логистических цепочек, заключили эксперты.
Фото: unsplash.com / Евгений Дмитриев