Автоэксперты поспорили о нужности дорожных камер
Комитет Госдумы по транспорту предложил ограничить использование дорожных камер и дать водителям больше возможностей для обжалования штрафов. Всё это отражено в законопроекте, который подготовили депутаты нижней палаты парламента. В случае принятия поправок в законодательстве пропишут места установки этих камер, процедуру размещения, а также требования к самим устройствам наблюдения. Предполагается, что после 1 марта 2023 года не соответствующие этим правилам камеры уберут. «Секрет фирмы» обратился к автоэкспертам с просьбой оценить предложения народных избранников. Мнения разделились.
Как сообщил «Коммерсант», в законе впервые хотят зафиксировать список оснований и условий для применения комплексов автоматической фиксации нарушений:
• Появится закрытый перечень случаев, когда камеру разрешается устанавливать. Приборы будут появляться в определённых по итогам аудита безопасности движения местах и на аварийно-опасных участках дорог. • Вне зависимости от уровня аварийности комплексы можно будет использовать на выделенных полосах, перекрёстках, в местах проведения дорожных работ, в зонах запрета стоянки машин и на пешеходных переходах. • Камеры будут устанавливать только после получения одобрений от владельца дороги, регионального Минтранса и ГИБДД на строго определённый срок, при этом их нельзя будет передвигать. • В населённых пунктах зона контроля камер будет начинаться не раньше чем через 100 м после въезда в него. (Сейчас нарушителей контролируют сразу при пересечении границы города или посёлка.)
По задумке, поправки должны вступить в силу 1 марта 2023 года. После этой даты все камеры (сейчас их насчитывается более 20 000) проверят на соответствие новым правилам и отключат те, которые им не соответствуют. Порядок этой процедуры тоже подробно опишут в законе. Отмечается, что водители получат больше возможностей жаловаться на незаконный дорожный контроль в прокуратуру и полицию.
Мнения автоэкспертов
Независимый автоэксперт, журналист Сергей Асланян считает, что предложение парламентариев — это косметическая мера. Но в ней есть и плюс.
«Поскольку у нас "штрафная" экономика, то самое главное — сделать ситуацию безальтернативной. Когда водитель постоянно виноват и он должен заплатить. И в таких условиях возникает инициатива, которая позволяет обжаловать штрафы, что серьёзный шаг вперёд», — заявил он.
Эксперт отметил, что инициатива по аудиту установки камер не так однозначна. Сейчас камеры тоже должны устанавливаться после проведения аудита дорожной ситуации. По мнению Асланяна, сейчас под каждую камеру будет создана статистика аварийности на конкретном участке дороги.
«Камера в принципе недопустима. Она всегда работает post factum и лучше всего — там, где есть ловушка, то есть спрятанный знак, нелепая разметка либо неочевидный запрет. Почему именно здесь стоит камера? Потому что так удобнее водителей штрафовать. А на другой чаше весов лежит норма, которая прописана в национальной стратегии безопасности и в бюджете, об увеличении камер. В Москве запланировано увеличение количества камер на 600 единиц. При том, что у нас не такая аварийная ситуация, чтоб мы в них нуждались», — отметил Асланян.
Эксперт отметил, что и раньше проводился аудит каждого места, куда устанавливалась камера. Кроме этого, фотографии в штрафах не позволяют доказать то, что машина снята именно в момент и в месте нарушения правил дорожного движения.
«Мы сейчас с вами обсуждаем добрые намерения на бумаге, которые всегда выглядят добрыми. И появление камер изначально выдавалось за добрые намерения. Но не получилось», — добавил он.
Однако автоэксперт Алексей Аксёнов считает, что дорожные камеры приносят пользу.
«Меня смущает вопрос, облегчит ли это (предложение комитета. — Прим. "Секрета") жизнь водителей. Дать им больше нарушать? Я другого варианта не вижу. Регулирование установки камер необходимо, нужны чёткие правила игры. Да, логично устанавливать камеры на опасных участках дороги, чтобы водители там гарантированно снижали скорость. Но вопрос в том, что на неопасных участках — позволительно нарушать, что ли?» — указал он.
Эксперт привёл в пример Австрию, где на автобане камеры установлены «чуть ли не каждый километр» и все едут в рамках допустимой скорости. В результате получается, что на опасных участках надо соблюдать ограничения и правила, а на неопасных — не надо.
«Благодаря именно камерам, которые развешаны по всей Москве, у нас действительно улучшилось движение, и видно, что большинство соблюдают скоростной режим. Я всегда говорил, что только неотвратимость наказания способна дисциплинировать водителя. Европейцы точно так же нарушали бы, если бы не большое количество камер», — резюмировал Аксёнов.
Фото: Никеричев Андрей/Агентство «Москва»