5 вещей, на которые в России неожиданно вырос спрос во время коронавирусного кризиса
Коронавирусный кризис ударил по многим отраслям экономики. Но есть сегменты бизнеса, показавшие заметный рост. «Секрет фирмы» выбрал самые неочевидные товары и услуги, которые вдруг стали востребованнее, чем до пандемии.
Снеки к пиву. «Самым неожиданным для нас стал рост продаж снеков из рыбы к пиву, — рассказывает руководитель Pantey Consult Сергей Скавронский. — По словам одного из производителей, объём продаж рыбных снеков в сетях вырос примерно на 40% по сравнению с весной прошлого года, а торговые сети увеличили заказы на поставку».
Выросла потребность не только в закуске, но и в «основном блюде» — алкоголе. Так, продажи пива увеличились на 35%, водки — на 35%, виски — на 47%.
Худи. По данным Сбербанка, на вторую неделю апреля траты россиян на одежду, обувь и аксессуары сократились на 93%. И если спрос на платья снизился почти до нуля, то худи сметают со складов, сообщил Скавронский со ссылкой на российскую швейную фабрику, продающую продукцию оптом и через маркетплейсы Lamoda, Ozon, Wildberries.
Аренда ростовых кукол и туристического оборудования. Востребованность таких услуг отметила соосновательница сервиса аренды вещей Next2U Екатерина Крайванова. «Люди организуют праздники для детей дома, — объясняет она. — А палатки, спальники и горелки берут те, кто уехал за город и ищет замену отпуску, оправляясь в микропутешествие».
Крайванова добавила, что на её сервисе стало больше частных арендодателей. Люди ищут способы получения дополнительного заработка, и один из них — сдать в аренду свои вещи.
В целом с середины марта в Next2U зафиксировали взрывной спрос на кардиотренажеры и оборудование для занятий спортом в домашних условиях. Следующими по популярности стали игровые приставки и VR-оборудование.
Онлайн-аниматоры. То, что до коронавируса казалось провальной нишей, теперь стало востребованной услугой.
«Людям скучно дома, и они хотят развлекаться всеми доступными способами, — рассуждает управляющий директор и соосновательница агентства маркетинговых коммуникаций "Слово и дело" Дарья Веркеенко. — Сейчас детский день рождения проходит не в игровой комнате, а в видеочате Zoom. Онлайн-квесты, фокусы в прямом эфире и любимый герой, развлекающий детей на карантине, — это всё появилось в нашей жизни с началом пандемии».
По её словам, на рекламном рынке также вырос спрос на корпоративные онлайн-мероприятия. Работодатели стараются поддержать боевой дух сотрудников, организовывая всяческие активности.
Товары для взрослых. Спрос на бельё и игрушки за две недели (с конца марта до середины апреля) поднялся на четверть, рассказали представители дистрибьютора «Поставщик счастья»: «Это уже не первый кризис, когда продажи этой категории растут. А в этот раз наблюдаем увеличение продаж товаров отечественного производства — их доля в апреле 2020 года составила 25% против 15% годом ранее».
«Судя по всему, повышенный спрос со стороны потребителей оказывается реакцией на стресс, которую человек испытывает в сложившейся ситуации», — предполагает гендиректор компании «Поставщик счастья» Дмитрий Коробицын.
О «весеннем обострении» говорит и статистика продаж в аптеках. Ещё в марте россияне, вынужденные перейти на удалённую работу и засесть дома с семьёй на неопределённый срок, начали скупать виагру и её аналоги. За месяц спрос на препараты для лечения эректильной дисфункции вырос на 44%. Также на треть увеличились продажи контрацептивов.
На что ожидаемо вырос спрос
«Взрывной рост спроса наблюдается на услуги доставки, розничную торговлю продуктами питания, медикаментами, средства защиты. Как горячие пирожки раскупают маски, респираторы, антисептики, — резюмирует венчурный инвестор Ренат Мансуров. — На пике популярности телемедицина, консультации психологов и психотерапевтов. До 30–40% роста показывают сервисы удалённой психологической помощи. В очевидном плюсе те, кто строит бизнес в онлайне».
Аналитики платёжного сервиса CloudPayments проанализировали, как глобальная вспышка коронавируса и самоизоляция повлияли на поведение потребителей в онлайне. По их данным, с 4 марта по 5 апреля у россиян выросли траты на:
- фастфуд (+14%);
- онлайн-образование (+ 81%);
- видеоигры (+85%);
- спортивные товары (+154%);
- продукты питания и товары первой необходимости (+ 231%).
При этом траты снизились на:
- подарки и сувениры (–57%);
- отдых и развлечения (–76%);
- путешествия (–91%);
- театры (–99%).
«В целом динамика среднего чека показывает, что люди начинают перераспределять доходы в пользу наиболее востребованных в период самоизоляции товарных категорий, — считает сооснователь и генеральный директор CloudPayments Дмитрий Спиридонов. — Люди предпочитают тратить больше на товары первой необходимости и сервисы, позволяющие скрасить вынужденное домашнее заточение».
По данным Сбербанка, на неделе с 6 по 12 апреля по сравнению с тем же периодом годом ранее вдвое снизился спрос на ювелирные украшения. Почти до нуля упали расходы на одежду и обувь (–93,1%), парковку (–85,4%) и отели (–87,5%). Падение трат на общественный транспорт составило 75,8%, на такси — 66,7%. Расходы на кафе, бары, рестораны, товары для красоты и здоровья сократились на 70%.
За первую неделю самоизоляции (30 марта — 5 апреля) россияне потратили на 45,6% меньше, чем в предыдущую, и на 21% меньше, чем в аналогичную неделю прошлого года, говорили аналитики «Ромира». Это означает, что во время самоизоляции люди стараются экономить.
Коллаж: «Секрет фирмы» , depositphotos.com