На российском фондовом рынке сотни компаний-невидимок. Стоит ли покупать их акции?
Из-за санкционных проблем с иностранными активами акции отечественных компаний для российских частных инвесторов в 2022 году выглядят наиболее предпочтительными. Но этот рынок мал. Впрочем, если посмотреть пристальнее, то можно найти немало бумаг, про которые почти не пишут брокеры в инвестидеях или не говорят финансовые блогеры. «Секрет фирмы» попросил аналитика УК «Первая» Антона Тарасова рассказать, стоит ли искать что-то ценное в глубинах Мосбиржи и что важно понимать перед покупкой акций таких «невидимок».
Есть ли жизнь за пределами «голубых фишек»
В условиях высокой турбулентности на российском фондовом рынке акции компаний, регулярно выплачивающих прибыль акционерам в виде , остаются одной из главных инвестиционных идей. В 2022 году в силу объективных обстоятельств часть «голубых фишек» изменили свои планы по выплате дивидендов. Поэтому стоит также присмотреться к акциям второго и третьего эшелонов — они заслуживают не меньшего внимания.
Акции второго эшелона — это бумаги менее известных компаний по сравнению с «голубыми фишками», а к акциям третьего эшелона обычно относят молодые компании, инвестиции в которые сопровождаются повышенным риском. акций компаний второго и третьего эшелона ниже, чем у «голубых фишек».
На конец мая 2022 года при 254 акций на Московской бирже в индекс IMOEX (именно присутствие в нём определяет статус компании как «голубой фишки») входит всего 43. Более того, порядка 40% веса в индексе приходится всего на 3 бумаги: «Сбер», «Газпром» и ЛУКОЙЛ (и около 50% объёмов торгов).
То есть спектр менее ликвидных российских широкий — более 200 компаний. Но основная трудность для инвестора заключается в том, чтобы оценить, какие же активы заслуживают внимания и как их отобрать.
На что смотреть инвестору
При выборе акций для покупки из второго и третьего котировального списка Московской биржи (отличаются по жёсткости требований к эмитентам. Примерно соответствует более расхожему выражению про эшелоны. — Прим. «Секрета») необходимо учитывать повышенные риски инвестиций в такие компании.
Например, годовые отчёты и пресс-релизы зачастую публикуются реже, аналитической информации по таким компаниям меньше, а цена из-за низкой ликвидности может быть подвержена резким колебаниям.
С другой стороны, неликвидные акции могут обгонять индекс рынка, состоящий из менее бумаг.
Ставка на эту возможность требует активного управления и не подходит для пассивного долгосрочного инвестирования.
Однако среди второго и третьего эшелонов встречаются известные широкому кругу инвесторов компании, которые могут быть потенциально интересны для розничных инвесторов.
Пара идей из второго эшелона
На фоне неопределённой макроэкономической обстановки (сильные изменения процентных ставок, рост инфляции, экспортные ограничения и т. д.) есть смысл присмотреться к акциям российского мясного производителя «Черкизово».
Потребление товаров первой необходимости менее чувствительно к изменению реально располагаемых доходов. К тому же потреблению на внутреннем рынке окажет поддержку индексация , пенсий, а также другие потенциальные социальные выплаты населению.
По итогам 2021 года выручка компании увеличилась на 23% — до 157,9 млрд рублей, операционная рентабельность сократилась до 12,3% (с 14,5% в 2020 году) на фоне роста коммерческих и общехозяйственных расходов. Показатель free-float (количество акций в свободном обращении) составляет всего 2,5%. Для сравнения: у ближайшего аналога «Русагро» из первого котировального списка показатель составляет 24,6%. Это говорит о низкой ликвидности.
Другие риски: возможное падение цен на основные продукты компании из-за роста предложения курицы и свинины на рынке, а также снижение рентабельности на фоне роста расходов на корма, заработную плату и т. д.
Среди прочих компаний во втором уровне листинга, которые набирают популярность у розничных инвесторов, стоит выделить компанию «Русская аквакультура», производителя лосося и форели, большая часть которых потребляется внутри страны.
К основным рискам для компании относится зависимость от импорта, так как 100% смола (мальки лосося) покупается за рубежом. Пока поставки идут — импортные заводы, с которых поставляется смол, находятся в собственности компании. Но, если норвежские власти ограничат экспорт в Россию, поставки будут затруднены.
Потенциальными драйверами для переоценки бизнеса могут стать информация о выходе компании на новые рынки сбыта, уменьшение зависимости от импорта и развитие новых направлений деятельности ради бизнеса.
Все компании перечислять нет ни возможности, ни смысла. Компании второго и третьего эшелонов нужно очень тщательно анализировать, и процесс этот более трудоёмкий, нежели анализ «голубых фишек».
Несколько специфических факторов
- Низкий среднедневной объём торгов.
Если бумага недостаточно ликвидная, то, чтобы купить планируемый объём, придётся потратить несколько дней. При необходимости быстро выйти из этой бумаги может быть невозможно (просто не будет покупателей в этот момент) либо придётся продавать их значительно дешевле (если будет мало покупателей, готовых дать приемлемую цену).
- Необходимо изучать динамику актива за всю историю торгов
На Мосбирже среди неликвидных бумаг есть немало «мусорных», фундаментально непривлекательных активов. Быстро понять, является ли акция таковой, достаточно просто — нужно посмотреть на график её стоимости. Если это падающий актив с начала торгов, без разворотов вверх в последнее время на регулярных повышенных объёмах, то в большинстве случаев не стоит тратить время на его анализ.
- Риск манипулирования.
Неликвидные акции чаще подвержены манипулированию со стороны участников рынка, так как существенное движение в таких бумагах может быть создано даже небольшими ресурсами. При активной рекламе среди широкого круга частных инвесторов акция подвержена сильным колебаниям под воздействием настроений толпы. В таких условиях легко совершить убыточную сделку.
В целом среди второго и третьего эшелонов мы советуем обращать внимание на те компании, бизнес-модель которых вам понятна, а будущие денежные потоки в большей части зависят от операционной деятельности компании, а не от одноразовых операций (скажем, единовременной продажи активов и т. д.). Кроме того, важным фактором является готовность и желание менеджмента активно «общаться с рынком», регулярно публиковать результаты и пресс-релизы о деятельности компании.
Коллаж: «Секрет фирмы», Никеричев Андрей/Агентство «Москва»
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.
Редакция «Секрета фирмы» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. И не рекомендует использовать эту информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.