Опубликовано 23 ноября 2024, 08:00
8 мин.

Что такое успешный успех и почему не стоит за ним гнаться. Простыми словами

Успешный успех — ироничное выражение, высмеивающее одержимость успехом и его демонстрацией. Так говорят о поверхностных или сильно преувеличенных достижениях, которые активно демонстрируются в интернете и других публичных пространствах. Фраза «успешный успех» часто применяется к людям, которые транслируют «идеальную жизнь» в социальных сетях.

Что такое успешный успех и почему не стоит за ним гнаться. Простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», создано при помощи нейросети Kandinsky

Эксперты статьи
  • Асия Каберова, доцент кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ, кандидат экономических наук.
  • Екатерина Михайлова, психолог.
  • Екатерина Карташева, психолог Mental Health Center.
  • Елена Спирина, клинический психолог.
  • Елена Уманская, коуч.
  • Елена Колдаева, executive-коуч.
  • Евгений Куляев, бизнес-тренер.
  • Марина Калюжная, главный врач «Клиники доктора Калюжной».

Проще говоря, вспомните этих замечательных людей в социальных сетях, которые катаются на дорогих машинах, фотографируют запястье с дорогими часами, покупают (или арендуют и выдают за свою) недвижимость в столичных небоскрёбах, катаются на яхтах и непременно «мутят стартап».

По выходным «достигаторы» отдыхают в ресторанах на «Патриках» (район Патриарших прудов в Москве), чтобы всегда быть в ресурсе.

Они не просто успешны. Они транслируют «успешный успех».

Признаки «успешных людей»

  • Демонстрируют роскошь. Ужины в дорогих ресторанах, поездки на автомобилях бизнес-класса, перелёты на частных самолетах, одежда от мировых брендов — всё это в их соцсетях.

  • Мотивируют других на успех. «Успешники» пытаются всем открыть глаза, что в мире столько возможностей и глупо их не использовать. Да и вообще: все те, кто сидит без денег, — просто ленивые.

  • Непонятно кем работают и откуда деньги. Такие люди никогда не говорят конкретно, где они работают и чем занимаются. Чаще всего они просто «развивают бизнес» или «запускают проекты», но что под этим подразумевается, никто не знает.

  • Что-то продают. Как правило, это курсы по саморазвитию, обучение по бизнесу. Ещё они пытаются транслировать, что быть предпринимателем — это легко и доступно каждому. Даже если ты ещё не окончил девять классов. Благодаря его «обучению» ты якобы придёшь к успеху.

В реальности люди могут быть совсем не так успешны, как на экране смартфонов. Свежий ремонт только на кухне, все путешествия в кредит, покупка техники и вещей оплачивается с кредитки, машина хоть и премиального бренда, но двадцатилетней давности. А некоторые, съездив один раз на море, выкладывают фото с этой поездки три года подряд.

То же самое можно сказать и про «успешно успешных» блогеров инфлюенсеров. Блогер Саша Митрошина, учит других зарабатывать большие деньги, оказывается должником по налогам, а один из главных продавцов «успешного успеха» в России Аяз Шабутдинов сидит в СИЗО по обвинению в мошенничестве.

Почему люди хотят казаться лучше других

Опрошенные «Секретом» специалисты считают, что стремление казаться лучше других — это нормальное человеческое проявление.

Психолог Екатерина Михайлова выделяет несколько причин, почему человек может стремиться казаться лучше остальных.

  • Социальное сравнение. Люди часто сравнивают себя с окружающими, что может вызывать желание выглядеть успешнее или лучше, чем другие.
  • Стремление к одобрению. Потребность в признании и одобрении со стороны общества, друзей или коллег может побуждать к созданию образа успеха.
  • Низкая самооценка. Люди с низкой самооценкой могут пытаться компенсировать свои внутренние переживания, создавая внешний образ успеха в жизни.
  • Конкуренция. Она подстёгивает желание выделяться и демонстрировать свои достижения.

Однако существует тонкая грань между «казаться» и «быть».

Грань между здоровой гордостью и нарциссической самопрезентацией

Нарциссическая самопрезентация — поведение, при котором человек чрезмерно акцентирует внимание на себе и своих достижениях, чтобы произвести впечатление и получить признание.

Психологи считают, что принципиальная разница между этими явлениями в том, что человек со здоровой гордостью выступает с позиции оценки затраченных усилий. В то время как нарциссическая самопрезентация означает: «Я это сделал, потому что я лучше всех».

Также люди со здоровой гордостью спокойно отмечают усилия и заслуги других людей, вклад в общее дело, без обесценивания или зависти, в то время как нарцисс будет стараться отдельно выделить себя, приписав основную роль себе, стараясь так или иначе принизить заслуги других.

Саша Митрошина

Саша Митрошина

© Телеграм-канал Саши Митрошиной

«Здоровая гордость — это естественное чувство удовлетворенности своими достижениями. Когда человек преодолевает трудности и достигает успеха, мозг получает особое удовлетворение от осознания пути и затраченных усилий. Например, хорошая оценка у ребенка за труд над домашним заданием. Если человек сам заработал на машину и купил её за свои деньги, эмоции от этой покупки будут более глубокими и продолжительными. Это связано с тем, что мозг ценит результат, достигнутый через преодоление препятствий», — считает клинический психолог Елена Спирина.

Нарциссическая самопрезентация, напротив, направлена на получение внешнего внимания и восхищения. В этом случае неважно, что именно было достигнуто и насколько сложен был путь к успеху. Главным становится создание идеального образа себя для окружающих.

Опасности «успешного успеха»

Мода на продуктивность, осознанность и «успешный успех» заставляет нас сравнивать себя с другими. С теми, кто, судя по социальным сетям, живёт лучше. И сравнение часто не в нашу пользу.

«Опасность концепции “успешного успеха” заключается в том, что она создает иллюзию идеальной жизни, что приводит к стрессу и хроническому чувству неполноценности у тех, кто старается следовать этому образцу», — считает доцент МТУСИ Асия Каберова.

У тех, кто транслирует «успешный успех», со временем увеличивается разрыв между реальной жизнью и её публичной презентацией. По мнению психолога Екатерины Карташевой, это негативно влияет на самооценку, самовосприятие и отношение к себе.

Елена Спирина считает, что погоня за поверхностным успехом приводит к тому, что реальные достижения обесцениваются. Человек становится раздражительным и нетерпимым, начинает искать то, чем можно похвастаться, готов даже выдумывать эти факты для других.

«Человек всё больше погружается в этот иллюзорный мир и не хочет из него возвращаться. Такой подход может привести к эмоциональному выгоранию, тревожности и чувству пустоты. Человек теряет связь с собой, так как его удовлетворение зависит от лайков и комментариев, а не от личных ощущений», — уверена психолог.

Коуч Елена Уманская среди негативных последствий гонки за успехом выделяет:

  • Стресс и тревожность. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям и поддерживать образ успеха может приводить к высокому уровню стресса и тревожности.
  • Изоляция. Нарциссическое поведение может отталкивать людей, что приводит к изоляции и потере близких отношений.
  • Неудовлетворённость. Даже при внешнем успехе человек может чувствовать внутреннюю пустоту и неудовлетворённость, если его достижения не соответствуют его истинным желаниям и ценностям.
  • Обман. Создание ложного образа может привести к тому, что человек будет вынужден постоянно поддерживать этот обман.

Наконец, «успешный успех» формирует ложные отношения. «Люди, которые окружают тебя, восхищаются на самом деле картинкой, а не твоей личностью, харизмой или индивидуальностью», заметила executive-коуч Елена Колдаева.

Как не сравнивать себя с «успешными» людьми

Чтобы не попасть в ловушку «успешного успеха», психологи советуют: не сравнивайте себя с другими и не оценивайте свою жизнь по чужим достижениям. Это всего лишь витрина, а не реальность.

«Фокусируйтесь на своих целях и результатах, учитесь благодарить себя за каждый “шаг вперёд”. Ведь настоящее благополучие начинается с принятия себя и своих возможностей, а не с попыток подстроиться под чужие ожидания», — говорит главный врач «Клиники доктора Калюжной» Марина Калюжная.

Бизнес-тренер Евгений Куляев советует следовать трём правилам, которые помогут выйти из этого порочного круга сравнения себя с более богатыми и успешными людьми.

  • Сравнивайте себя только с собой. Задавайте себе вопрос: «Что я могу сделать сегодня, чтобы стать лучше, чем вчера?» Маленькие шаги к личным целям приносят больше удовлетворения, чем гонка за чужими результатами.

  • Ограничьте время в соцсетях. Соцсети — это лишь отредактированная версия жизни, где никто не публикует моменты неудач.

  • Сфокусируйтесь на своих ценностях. Что делает вас счастливыми? Может, вечер с близкими или любимое хобби? Когда вы перестанете измерять себя чужими мерками, внутренняя гармония станет важнее внешнего блеска.

Откуда взялась мода на успех

Одной из главных исторических предпосылок к развитию моды на успех считается возникновение капитализма. В эпоху становления капиталистической системы в Европе (примерно с XVI века) начали формироваться новые ценности. Успех стал ассоциироваться не только с благородным происхождением, но и с личными достижениями, богатством и влиянием. Капитализм поощрял индивидуализм и стремление к материальному благополучию.

Большую роль в моде на достигаторство и успех сыграли книги по саморазвитию, которые стали появляться на полках в американских магазинах в 20–30-х годах XX века.

В то время Америку захлестнула Великая депрессия, и в это непростое время многим хотелось как-то примкнуть к сытым высшим сословиям, но мало кто знал, как этого добиться. Способы искали в книгах Дейла Карнеги, Уоллеса Уоттлза и других авторов.

В 1926 году у Джорджа Самюэля Клейсона выходит книга «Самый богатый человек в Вавилоне», а в 1937 году Наполеон Хилл выпускает книгу «Думай и богатей», которая сегодня считается классикой мотивационной литературы. Авторы буквально обещают, что после прочтения бедные люди смогут изменить своё мышление и начать зарабатывать большие деньги.

На этом фоне в Америке заговорили про пространную «американскую мечту». Это вера в то, что любой человек независимо от социального статуса и места рождения может достичь успеха в США.

На культ успеха повлияла и массовая культура XX века. Кинематограф, телевидение и другие медиа способствовали популяризации образа успешного человека. Герои фильмов, сериалов и книг часто демонстрировали путь от бедности к богатству, что вдохновляло миллионы людей по всему миру.

В последние десятилетия социальные сети и блогеры сделали успех ещё более доступным. Люди могут наблюдать за жизнью успешных людей в реальном времени, подражать им и стремиться к аналогичным результатам.

Факт

Людям кажется, что успех и деньги — это синоним счастья. Но это не так. К таким выводам пришли учёные, которые изучали взаимосвязи и влияние друг на друга дохода, стресса и настроения. Они наблюдали за людьми, у которых регулярно увеличивался доход. После того как сумма годового заработка перевалила за $75 000 долларов, участники эксперимента, как ни странно, не отметили улучшения настроения или заоблачного счастья.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.