Что такое стримы и почему они так популярны. Объясняем простыми словами
Стрим — онлайн-трансляция в интернете, где ведущий (стример) в режиме реального времени снимает контент, общаясь со своей аудиторией. Один из популярных видов стримов — трансляция видеоигры: стример играет, а зрители смотрят, как он проходит игру. Выходить в прямой эфир можно в соцсетях или на специальных стриминговых площадках.
Проще говоря, стримить — значит вести прямую трансляцию.
Например, вы заходите на YouTube и видите в своей ленте эфир по игре Dota 2. Это и есть стрим: человек играет, комментирует свои действия и общается с аудиторией.
Зрители видят всё, что происходит на экране стримера. Как правило, стример подключает к трансляции чат и веб-камеру, чтобы зрители могли наблюдать за его эмоциями и оставлять комментарии.
Не обязательно стримы должны быть посвящены видеоиграм. Часто блогеры в различных социальных сетях выходят в прямой эфир, чтобы просто отвечать на вопросы, которые в режиме реального времени им задают подписчики. Это тоже формат стрима.
Слово «стриминг» происходит от английского глагола «to stream», что переводится как «течь» или «течение». Эта метафора подчёркивает, что информация как бы льётся аудитории непрерывным потоком — без монтажа и редактирования.
Стриминговые направления
Существует с десяток стриминговых направлений. Расскажем про самые популярные, помимо упомянутых выше игровых стримов (летсплеев).
- Лайфстайл-стримы.
Автор транслирует свою жизнь в прямом эфире. Например, как он готовит, гуляет, убирает квартиру, занимается спортом. Часто девушки-стримерши запускают трансляции, когда красятся.
Такой формат ещё называют in real life (IRL).
Как правило, свою жизнь начинают показывать уже успешные блогеры, у которых есть большая аудитория.
Также в формате стрима лайфстайл-блогеры берут интервью, записывают обучающие ролики или просто общаются с подписчиками на разные темы.
- Творческие стримы.
Например, музыкальные: стример поёт песни, играет на гитаре, а зрители смотрят и слушают. Они могут попросить исполнителя спеть свою любимую песню или сыграть определённую мелодию.
Также публика может наблюдать, как стримеры рисуют, шьют, лепят из глины и так далее.
- Мукбанги.
Это видеотрансляции, на которых люди едят. Громко чавкают, причмокивают и потребляют тысячи килокалорий за раз.
В классическом мукбанге в кадре всего один человек (который и съедает все блюда) — его называют биджеем.
Этот жанр появился в Корее чуть больше 10 лет назад, когда на популярных ТВ-шоу актёры стали демонстрировать, как они едят. После этого мукбанг стал популярен и в интернете — и далеко за пределами исторической родины.
- ASMR.
Так называют видео и стримы с различными звуковыми раздражителями: шорохом, постукиванием, шелестом. Например, стример тихо говорит в микрофон, медленно листает страницы книги или набирает текст на клавиатуре. Эти и другие звуки доставляют зрителям удовольствие: люди ощущают приятные мурашки.
Поэтому ASMR ещё называют «щекоткой для мозга».
- Треш-стримы.
Ведущие совершают опасные и унизительные действия над собой или другими людьми. Во время треш-стримов людей бьют, сбривают им брови, заливают перцовым баллончиком и используют другие способы причинить физическую и эмоциональную боль — вплоть до тяжёлого вреда здоровью и даже смерти.
Зрители треш-стрима выступают его активными участниками — выбирают, что именно стример будет делать дальше, предлагают свои трешовые варианты.
Треш-стримеры совершали совсем неадекватные и страшные вещи на камеру. Один избил собаку во время трансляции, а другой и вовсе забил молотком до смерти 13-летнюю девочку в прямом эфире. Известно, что 16-летний блогер заранее выкопал могилу, а после своего преступления положил в неё школьницу вместе с её личными вещами и закидал их землёй.
Летом 2024 года российские власти запретили треш-стримы. Генпрокуратура получила право блокировать треш-контент без решения суда, а за распространение таких трансляций ввели штрафы — для граждан до 100 000 рублей.
Почему стримы так популярны
Игровые стримы интересны людям, у которых не хватает мощности компьютера, чтобы самостоятельно поиграть в игру, поэтому им приходится смотреть их онлайн-прохождение. К тому же игры стали дорогими: какая-нибудь эксклюзивная игра на ПК может стоить больше 5000 рублей. Поэтому многим проще просто посмотреть, как кто-то играет, и не тратить на это свои деньги.
Ещё одна причина популярности стримов — это одиночество.
Когда у человека мало друзей по интересам, возникает потребность искать собеседника в интернете, в том числе и на стримах. Так человек находит не только одного позитивного стримера, с которым можно пообщаться, но и целое его сообщество, где собираются близкие по духу подписчики.
Можно смотреть трансляцию игры или просто слушать шутки и рассказы стримера, при этом попутно общаться в чате. Это помогает заводить новые знакомства.
Также популярность стримов заключается в их продолжительности. Один стрим в среднем идёт два-три часа, а некоторые трансляции и вовсе длятся шесть и более часов. Люди любят длинный контент, который можно включить для фона и заниматься другими делами. Например, готовить или убирать квартиру.
Кроме этого, трансляции могут быть популярны из-за личности ведущего, а не из-за самого стрима. Например, поклонники Егора Крида (а он тоже стример-геймер) часто смотрят его не потому, что им интересна игра, а просто потому что он Егор Крид и он им нравится, какой бы контент он ни делал.
Стриминговые площадки
Стримить можно через социальные сети, например через VK. Но есть и специализированные платформы. Самой популярной стриминговой площадкой в России считается Twitch. Конкуренцию ему составляет китайский сервис Trovo и небезызвестный YouTube.
Twitch
Cтриминговая платформа из США, которая появилась еще в 2007 году и называлась тогда justin.tv, в честь одного из разработчиков платформы. В августе 2024 года на «Твиче» было зарегистрировано около 21 млн стримеров, а постоянно на площадке находились приблизительно от 1,2 до 4,2 млн зрителей.
Смотреть стримы можно без регистрации, но, чтобы вести стрим самому, нужно завести аккаунт. На «Твиче» есть закрытые стримы, которые доступны только подписчикам канала стримера.
Платформа позволяет хранить записи стримов, если этого захочет создатель трансляции, но недолго — всего 14 дней.
YouTube
Большая часть контента на этом видеохостинге — заранее записанные и смонтированные видеоролики, но также на YouTube можно и стримить. На площадке в августе 2024 года было около 1,5 млн стримеров.
У каждого стрима на YouTube есть чат. Его можно настроить. Например, сделать доступ только по ссылке или всем желающим, кому попадётся стрим.
Также YouTube даёт возможность сохранять некоторые трансляции. Если стримы длятся меньше 12 часов, их можно сохранить на YouTube навсегда.
Главная особенность YouTube ещё и в том, что в трансляцию можно запустить предварительно записанное видео. Во время такой трансляции стример может общаться со зрителями в чате.
Trovo
Новая китайская стриминговая платформа, которая только набирает свою популярность. На ней по состоянию на август 2024 года зарегистрировано около 300 000 стримеров.
Trovo немного уступает двум предыдущим стриминговым площадкам. Например, на ней нельзя сделать закрытую трансляцию, также нельзя пускать в трансляцию предварительно записанные ролики. Зато можно сохранять записи стримов на срок до 60 дней.
Популярные российские стримеры
Buster
Стример Вячеслав Леонтьев (он же Buster) — один из самых успешных и популярных стримеров в России. На его Twitch-канал подписано 4 млн подписчиков, а на YouTube-канал — более 3,5 млн. Основная тема его стримов — видеоигры.
В 2021 году Леонтьев стал лидером рейтинга самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes в категории «Новые медиа».
Ещё одну волну популярности Слава получил, когда стало известно, что он встречается с Диларой, бывшей женой рэпера Моргенштерна (признан в РФ иностранным агентом).
Первое свидание пары транслировалось в прямом эфире, за ним наблюдали более 60 000 человек. Бустер арендовал стадион «Спартак», надел классический чёрный костюм, заказал ужин, шампанское и свечи. На это свидание он потратил 7 млн рублей.
Bratishkinoff
Вова Братишкин (Bratishkinoff) начал стримить ещё в 2014 году и за 10 лет набрал 3 млн подписчиков на Twitch. Он известен и как организатор сообщества 89squad. Суть объединения в том, чтобы крупные стримеры вели совместные трансляции и делились друг с другом подписчиками, а также помогали начинающим.
Во время первых стримов Владимир в основном играл в гоночные игры. Потом он стал играть в CS:GO. Это шутер (стрелялка) от первого лица, противостояние между террористами и контртеррористами.
Владимиру не нравятся правила Twitch. Он их постоянно критикует и нарушает, за что регулярно получает баны — его аккаунт блокируют на неделю-две. Блогер к этому привык и не собирается менять своё поведение.
Zubarefff
Александр Зубарев получил популярность в 2023 году, когда стал снимать короткие юмористические сторис у себя в социальных сетях. Но, кроме этого, блогер хорошо себя показал и как стример на «Твиче»: у него более 2 млн подписчиков.
Любимый вид стримов у Зубарева — вместе с подписчиками смотреть фильмы. Рекорд канала в 46 000 одновременных зрителей был поставлен после просмотра ленты «Тачки 3».
Как и сколько зарабатывают на стримах
Доход большинства стримеров складывается из трёх основных частей: донаты, платная подписка на канал, реклама в эфире.
Донаты
Донаты — это добровольные денежные переводы, которые стримеру делает его аудитория. Пожертвования могут быть любого размера и формируют существенную долю заработка популярных стримеров.
Например, стример Russia Paver в 2019 году получил донат в миллион рублей. А за рубежом рекордные пожертвования ведущим онлайн-трансляций давно перевалили за $30 000.
Зрители перечисляют деньги прямо во время трансляции через специальные сервисы для приёма донатов либо вне стрима могут отправлять деньги по платёжным реквизитам.
Партнёрская программа
У каждой стриминговой платформы есть своя партнёрская программа. Когда стример подключается к ней, на его стримах начинает показываться реклама. Платформа делится со стримером частью дохода, полученного от рекламодателей.
Кроме рекламы, благодаря партнёрке у стримера появляется возможность продавать платные подписки на свой канал. Они открывают для зрителей дополнительные возможности. Например, просмотр эфиров без рекламы, выделенный ник в общем чате или участие в отдельном чате для платных подписчиков, расширенный набор смайлов, доступ к скрытому контенту и т. п.
Однако стримеру достанется только часть денег от платных подписок, вторую часть заберёт себе площадка.
Реклама
Стримеры с большой аудиторией могут зарабатывать на размещении рекламы напрямую от рекламодателей, без посредничества стриминговой площадки. В этом случае всю прибыль от рекламы они забирают себе.
Есть разные форматы рекламы. Например, стример может поместить баннер на экран трансляции, рассказать о продукте, оставить ссылку на сайт в описании стрима. А может просто сидеть в футболке с логотипом рекламодателя или употреблять в кадре его продукт — например, пить энергетик.
Заработки стримеров зависят от их популярности и количества человек на эфирах. Начинающие стримеры, у которых ещё пока нет платных подписок, мало донатов и скромное количество публики, получают немного — меньше 10 000 рублей в месяц. Или вообще ничего.
Чем больше аудитория, тем больше денег. Бустер говорил, что размещение одного только баннера от рекламодателя на его канале в «Твиче» стоит 2 млн рублей. Блогер явно не жалуется на заработки. В 2023 году он купил автомобиль Mercedes-AMG G 63 стоимостью 28 млн рублей.
Как стать стримером
Для начала нужно обзавестись оборудованием. Начинающему стримеру необходимы:
- производительный компьютер,
- микрофон,
- стойка для микрофона,
- гарнитура,
- камера,
- свет.
Компьютер. Он должен быть мощным, чтобы быстро обрабатывать аудио и видео. Точно подойдёт компьютер с техническими характеристиками:
- видеокартой не слабее GTX 1660 Ti;
- процессором не слабее Intel Core i5, AMD Ryzen 5;
- объём памяти SSD — 1 ТБ, а
- оперативная память — 8 ГБ.
Стоимость такого ПК — от 40 000 рублей.
Микрофон. Даже самую интересную и красивую трансляцию сложно смотреть, если у неё плохой звук, поэтому для стрима нужен хороший микрофон.
Чаще всего опытные стримеры используют USB-микрофон. Цена на хороший девайс начинается от 6000 рублей.
Если денег в обрез, то в самом начале можно взять гарнитуру (наушники) со встроенным микрофоном примерно за 2000 рублей.
Стойка для микрофона. Необходима, чтобы закрепить микрофон на столе и убрать лишние помехи. Купить стойку можно за 1000 рублей с небольшим.
Камера. Можно использовать и веб-камеру ноутбука, но вряд ли кто-то станет смотреть такой стрим из-за качества картинки. Опытные стримеры уделяют много внимания качеству изображения трансляции, а потому пользуются сторонними камерами.
Первый вариант — камера телефона со специальным приложением, которое пишет видео и сразу транслирует на канал. Другой вид камер, которые используют стримеры, — это экшен-камеры или качественные USB-камеры, которые пишут в формате HD.
Максимальное разрешение можно получить с помощью профессиональной видеокамеры, но для её подключения понадобится также карта захвата.
Свет. Самый простой вариант — поставить несколько кольцевых ламп или использовать светодиодные ленты. Их можно использовать как для освещения, так и для оформления заднего фона во время трансляции. Стоимость ламп и лент — от 1000 рублей за штуку.
Кроме оборудования ещё важно:
- Постоянство. Стримьте как можно чаще, а ещё лучше составьте чёткий график. В идеале проводить трансляции три раза в неделю и сообщать об этом зрителям заранее.
- Красивая картинка. Важно, чтобы на фоне не было лишних вещей, всё должно быть чисто и опрятно. Можно использовать неоновый свет в помещении. Это создаёт впечатление, что это не одноразовый стрим, а проект, который не забросят после пары трансляций.
- Внешний вид. На многих платформах нельзя появляться в слишком откровенной одежде. Особенно это актуально для стримов девушек. У каждой площадки свои правила: одни разрешают даже глубокое декольте, а другие не допускают даже минимального. За несоблюдение «дресс-кода» стриминговые площадки блокируют канал.
Если стрим 18+ (это должно быть помечено на трансляции), правила, конечно, менее суровые.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.