Опубликовано 20 октября 2024, 21:06
6 мин.

Что такое пропаганда и почему её запрещают. Объясняем простыми словами

Пропаганда — распространение в обществе каких-либо идей (политических, философских, научных и других). В более узком смысле — навязывание политических взглядов или идеологии, чтобы сформировать у людей определённое мнение. в России термин имеет негативное значение.

Что такое пропаганда и почему её запрещают. Объясняем простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», stockking/freepik, Freepik

Простыми слвоами, пропаганда — это способ повлиять на мысли и поведение людей, распространяя соответствующую информацию. Эта информация должна убедить людей принять какую-то точку зрения, поддержать определённую идею или совершить желаемые действия.

В России за пропаганду некоторых вещей можно сесть в тюрьму — например, за популяризацию употребления наркотиков. И круг вещей, пропаганда которых становится вне закона, расширяется.

Пропаганда — суть явления

Некоторые российские словари отмечают в качестве отличительной черты пропаганды использование манипуляций. Другие дают нейтральное определение — «распространение каких-нибудь идей, воззрений путём их разъяснения широким массам».

В 2017 году ВЦИОМ проводил опрос, по результатам которого выяснилось, что понятие «пропаганда» в России имеет в первую очередь негативное значение.

У 35% россиян это слово вызывало недоверие, у 24% — антипатию.

Но при этом в сочетании с другими понятиями термин перестаёт восприниматься негативно. По мнению более 90% опрошенных, пропаганда здорового образа жизни, соблюдения ПДД, благотворительности, научных достижений и т. д. — необходимые и положительные явления.

Суть пропаганды даже в научной среде понимают по-разному.

Например, выделяют:

  • «белую пропаганду»: общекультурное явление, затрагивающее области образования, искусства, политики, журналистики, развлечений и т. д.;
  • «чёрную пропаганду»: распространения заведомо ложных идей;
  • «серую пропаганду»: использование сомнительных и односторонних доводов, дискредитируя противника и замалчивая «неудобные» аргументы .

Пропаганда — далеко не всегда идеологический инструмент. Например, можно пропагандировать доброе отношение к людям с особенностями развития и заболеваниями, если «наградить» такими чертами героев какого-нибудь фильма или мультфильма. А социальная реклама, рассказывающая о национальных достижениях, может прививать обществу чувство гордости за свою страну.

Французский философ и социолог Жак Эллюль в книге «Пропаганда» выделил такие виды пропаганды:

  • политическая или вертикальная (влияние исходит со стороны власти);

  • социологическая или горизонтальная (влияние исходит от равных к равным, в основном через массовую культуру);

  • тактическая (направлена на получение быстрого результата — например, когда в процессе войны одна из сторон терпит поражение и нужно срочно поднять боевой дух);

  • стратегическая (формирует постепенные изменения);

  • иррациональная (воздействует на чувства);

  • рациональная (использует факты);

  • агитационная (видимая, направленная на побуждению к действиям — например, призыв проголосовать за кандидата);

  • интеграционная (направлена на стабилизацию процессов в обществе, на его объединение, вовлечение несогласных).

Образ пропаганды изначально был нейтральным. Так называли распространение религии среди язычников и еретиков. Так, например, под названием Congregatia de propaganda fide в 1622 году в Риме появилось целое миссионерское учреждение.

Политическую окраску термин приобрёл во времена французской революции 1789 года, когда тайные политические общества стремились распространить революционные идеи.

Образец американской пропаганды во время Испано-американской войны, журнал «Judge», 1898г.

Образец американской пропаганды во время Испано-американской войны, журнал «Judge», 1898г.

В XX веке, после Второй мировой войны и во время холодной войны, слово «пропаганда» в западных странах стало идентифицироваться с тоталитарными режимами. До сих пор западные историки и политологи в большей степени воспринимают это явление негативно.

Пропаганда ЛГБТ*

*«Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистской организацией и запрещено в России.

В 2013 году в России приняли закон о запрете пропаганды ЛГБТ. Сначала закон защищал только несовершеннолетних, но в 2022 году депутаты внесли поправки, чтобы распространить действие запрета на всех граждан.

За распространение информации об ЛГБТ среди взрослых предусмотрен штраф от 50 000 до 100 000 рублей. Если же целевой аудиторией стали несовершеннолетние, сумма возрастает до 100 000 — 200 000 рублей. Компаниям, в зависимости от обстоятельств, грозит штраф от 800 000 до 5 млн рублей или приостановление деятельности на период до 90 суток.

Под пропагандой ЛГБТ понимают не только парады и демонстрацию отношений публике, но и передачи об ЛГБТ, публикацию и ношение соответствующей символики.

Власти тщательно следят за произведениями культуры: например, фильмам с пропагандой нетрадиционных отношений перестали выдавать прокатные удостоверения, а у уже имеющих их отозвали.

Пропаганду ЛГБТ находят даже в старых клипах артистов. Книги, в которых авторы как-то касаются ЛГБТ, запрещают для изучения в школе.

Пропаганда чайлдфри

Чайлдфри — это идеология сознательного отказа от деторождения. Обычно люди, называющие себя чайлдфри, физически могут иметь детей, но по каким-то причинам не хотят их заводить. Некоторые даже решаются на кардинальные меры вроде стерилизации.

Пропаганда образа жизни чайлдфри, по словам российских чиновников и депутатов, угрожает демографии и традиционным ценностям, поэтому движение чайлдфри пытаются запретить. Правительство РФ поддержало идею запретить пропаганду этой идеологии, а законопроект уже прошёл первое чтение в Госдуме.

Если законопроект примут, то за призывы отказаться от рождения детей будут штрафовать. Граждан — на сумму до 400 000 рублей, организации — на сумму до 5 млн рублей.

Чайлдфри считают опасным, потому что некоторые представители проявляют неуважение к материнству и отцовству, презрительно относятся к детям и публично призывают отказываться от «размножения».

Пропаганда абортов

С 2023 года в России активно обсуждают запрет абортов. Глава РПЦ патриарх Кирилл призвал ввести наказание за «пропаганду абортов».

От законодателей и различного рода активистов звучали самые разнообразные идеи, от сокращения срока для прерывания беременности до запрета на эту процедуру в частных клиниках.

В некоторых регионах РФ ввели ответственность за склонение к совершению аборта. Хотя в законах прописывают, что простое информирование о показаниях к прерыванию беременности не будет считаться пропагандой, медики боятся сказать лишнее слово женщине по этому поводу — даже при наличии у плода каких-то отклонений.

В РПЦ также выступили за признание организаций, пропагандирующих аборты, нежелательными. По мнению церкви, в беременной женщине уже с момента зачатия развивается жизнь. Пропаганда аборта равна для священнослужителей пропаганде убийства.

Пропаганда квадробинга

Летом 2024 года в России появилась новая проблема — квадробинг или квадробика. Это неофициальный вид спорта, популярный у подростков, суть которого заключается в беге и прыжках на четырёх конечностях. Дети при этом изображают животных, как бы перенимая их повадки.

Картина «Арест пропагандиста»

Картина «Арест пропагандиста»

Квадроберов путают с другими субкультурами типа фурри, которые отождествляют себя с животными и даже совершают общественно опасные действия вроде нападения на прохожих и укусов. А в церкви усмотрели в этом ещё и пропаганду ЛГБТ.

В Госдуме уже работают над запретом пропаганды квадроберства. По мнению одних законодателей, за это стоит наказывать родителей увлечённых детей, по мнению других — отвечать должны те, кто навязывает интерес к этому необычному виду спорта.

Пропаганда квадробинга, по словам депутатов, входит в готовящийся законопроект «о запрете пропаганды деструктивной идеологии».

Что является пропагандой, а что нет: мнение юристов

Четкого определения этому в законодательстве нет.

Екатерина Тягай, партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper, отметила, что до сих пор неясно, что именно считается пропагандой, а что нет — посты в соцсетях, разговор в публичном месте, интервью, реклама или что-то другое.

Екатерина Тягай
партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper

Крайне широкие формулировки (законов) могут создать препятствие для предсказуемого и единообразного правоприменения.

Например, законодатели не раскрывают ни понятие «отказа от деторождения», ни связь данного отказа с идеологией «чайлдфри». О чьём отказе от деторождения идёт речь — матери, отца, суррогатной матери? Важен ли при этом их возраст и количество детей в семье? Есть ли легитимные причины отказа от деторождения, обсуждение которых допускается?

Все эти вопросы не риторические — ответ на них придётся всякий раз искать правоприменителям при рассмотрении каждого конкретного дела и принятии решения, которое может существенно повлиять на жизнь людей.


Владислав Губко
адвокат юридической фирмы "Томашевская и партнёры"

Неоднозначные термины в законах о запрете пропаганды чего-либо могут по-разному толковать на практике. Например, пропагандированием (в случае с чайлдфри) может считаться вообще всё, что публично относит бездетность к социально-приемлемому поведению.


Факт

В России есть женская поп-группа «Пропаганда», песни которой в 2000–2010-х годах неоднократно входили в топы хит-парадов. Самые известные треки: «Мелом», «Яй-я» («Яблоки ела»), «Супердетка», «Quanto Costa», «Знаешь».


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.