Опубликовано 10 августа 2024, 07:45
9 мин.

Что такое МС-21 и когда мы будем летать на этих самолётах. Объясняем простыми словами

МС-21 — российский пассажирский самолёт нового поколения, предназначенный для полётов средней дальности — на несколько тысяч километров. Когда самолёт пройдёт все испытания, он станет главным конкурентом среднемагистральных узкофюзеляжных моделей Boeing и Airbus, которые пока составляют большую часть авиапарка в России.

Проще говоря, это первый в современной России отечественный среднемагистральный самолёт. МС-21 идеально подходит для внутренних рейсов. Он может пролететь до 5000 км и вместить в себя 160–210 пассажиров.

Для России МС-21 крайне важен, ведь он может полностью закрыть тему зависимости российских авиакомпаний от поставок запчастей на устаревающие и постоянно требующие ремонта западные образцы производства Airbus и Boeing. Но пока его производство постоянно откладывается, в том числе из-за западных санкций.

Особенности конструкции МС-21

Главное новшество самолёта — крылья и некоторые другие детали изготовлены не из стали, а из композитных материалов. Это значит, что они состоят из нескольких компонентов с разными свойствами. В случае с МС-21 это полимеры. C такими крыльями и другими композитными деталями самолёт получается ощутимо более лёгким и аэродинамичным.

Отечественный робот-укладчик для производства крыла МС-21

Отечественный робот-укладчик для производства крыла МС-21

Хотя МС-21 считается узкофюзеляжным самолётом, его фюзеляж более 4 метров в ширину — это больше, чем у моделей-конкурентов от Boeing и Airbus. Поэтому в салоне российского самолёта просторнее: шире центральный проход между блоками кресел.

Также инженеры спроектировали большие багажные полки — на них чемоданы можно ставить вертикально. Благодаря этому посадка и высадка пассажиров будут проходить заметно быстрее. Во-первых, меньше времени будет тратиться на то, чтобы расположить вещи на полке, а во-вторых, пока один пассажир что-то кладёт или достаёт, другой может свободно пройти мимо него.

«Учитывая, что при развороте рейса в аэропорту высадка и посадка являются лимитирующими факторами, есть возможность сэкономить на каждом обороте по несколько минут. В итоге это оборачивается парой-тройкой миллионов долларов дополнительных доходов, которые самолёт сгенерирует, перевозя пассажиров, а не простаивая в аэропортах», — отмечал по этому поводу исполнительный директор отраслевого агентства AviaPort Олег Пантелеев.

Кроме этого, у самолёта МС-21 современная кабина пилотов с цифровой панелью вместо привычных кнопок для управления лайнером. Это позволяет упростить некоторые рутинные операции пилотов, и они будут меньше уставать в полёте.

Эксплуатировать самолёт можно при любых климатических условиях. Он выдерживает температуру от –55 °С до +50 °С. Самолёт уже прошёл проверку сибирскими морозами в Якутии: там лайнер зимой стоял на открытой стоянке по 12 часов, после чего специалисты тестировали разные его системы.

История разработки МС-21

Разработкой лайнеров семейства МС-21 занимались в конструкторском бюро им. Яковлева, а производство налаживает компания «Иркут» (входит в «Объединённую авиастроительную корпорацию» ОАК и контролируется «Ростехом»).

МС-21 конструировали на базе проекта самолёта Як-242 (создавался в 1987–1993 годах). Однако в то время из-за недостатка финансирования развитие проекта затормозилось. В нулевые к нему вернулись: в 2002 году создали эскизный проект. Государственное финансирование удалось получить к 2008 году — тогда и началась история МС-21.

Самолёт создавали сразу в двух модификациях: МС-21-300 и МС-21-310. Они отличаются друг от друга двигателями. На первую ставили американские моторы PW1400G от фирмы Pratt & Whitney. На вторую — российские ПД-14.

Предполагалось, что версия 300 пойдёт на коммерческий рынок, в том числе международные, а 310 будут выпускать для государственных заказчиков — МВД, ФСБ, Минобороны, МЧС и так далее.

Первый образец МС-21-300 показали публике в 2016 году. Через год лайнер пролетел из Иркутска, где его собрали, в подмосковный аэропорт Жуковский.

Затем самолёт долго испытывали. Не всегда всё шло штатно: в 2019 году МС-21 пришлось экстренно сажать после того, как у него не убралось шасси после взлёта.

В конце 2018 года производитель композитного крыла для МС-21 — компания «Аэрокомпозит» — оказалась под санкциями США. Из-за этого поставки компонентов из-за рубежа прекратились, а предприятию пришлось ждать разработки российского аналога. Импортозмещённое крыло сделали к концу 2021 года.

Международные санкции против России фактически поставили крест и на двигателях Pratt & Whitney, поэтому в серийное производство пойдут только МС-21, оснащённые агрегатами ПД-14.

Сравнение МС-21 с конкурентами

Главными конкурентами МС-21 называют самолёты Boeing 737 и Airbus A320. Также предполагается, что серьёзную конкуренцию МС-21 составит китайский Comac C919.

Технические характеристики МС-21

Самолёт способен работать во всех аэропортах России, в которых эксплуатируются самолёты его класса. Он обладает следующими техническими характеристиками:

  • Длина самолета — 42,25 м.
  • Размах крыла — 35,90 м.
  • Высота — 11,45 м.
  • Диаметр фюзеляжа — 4,06 м.
  • Максимальная ширина пассажирского салона — 3,81 м.
  • Максимальная скорость — 870 км/ч.

У МС-21 от 163 до 211 кресел. Максимальная дальность полёта составляет 5100 км при условии двухклассной компоновки кресел. Это когда в самолёте есть отсек бизнес-класса, где у пассажиров больше места, но меньше кресел. Также в самолёте можно сделать и одноклассную компоновку кресел. Тогда в салон поместятся 211 кресел, но и пролететь он сможет меньшее расстояние километров, потому что станет тяжелее.

Технические характеристики Boeing 737

737 — одна из самых удачных моделей американской фирмы Boeing. Самолёт производят с 1967 года и постоянно выпускают новые модификации.

  • Длина самолета — 39,5 м.
  • Размах крыла — 35,8 м.
  • Высота — 12,5 м.
  • Количество кресел — от 162 до 189.
  • Максимальная дальность полёта — 5600 км.
  • Диаметр фюзеляжа — 3,7 м.
  • Максимальная скорость — 880 км/ч.

Технические характеристики Airbus A320

Самолёт разработали в Европе в 1980-х годах. В конструкцию лайнера было заложено множество технических новинок. Например, в конструкции лайнера впервые были применены композитные материалы.

  • Длина самолета — 37,57 м.
  • Размах крыла — 34,1 м.
  • Высота — 11 м.
  • Вместимость кресел — от 150 до 180.
  • Максимальная дальность полёта — 6500 км.
  • Диаметр фюзеляжа — 3,95 м.
  • Максимальная скорость — 871 км/ч.

Технические характеристики Comac C919

Это китайский двухдвигательный среднемагистральный самолёт, который появился в 2015 году. Его часто называют «китайской копией» Airbus A320neo: эти самолёты почти идентичны по конструкции и во многом совпадают по габаритам, например по размаху крыла или диаметру фюзеляжа.

  • Технические характеристики:
  • Длина самолета — 38,9 м.
  • Размах крыла — 35,8 м.
  • Высота — 11,95 м.
  • Вместимость кресел — от 156 до 174.
  • Максимальная дальность полёта — 5555 км.
  • Диаметр фюзеляжа — 3,9 м.
  • Максимальная скорость — 834 км/ч.

По мнению министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, отечественный МС-21 в разы лучше зарубежных аналогов. Он утверждает, что МС-21 «наиболее совершенный продукт в мире среди своих аналогов — узкофюзеляжных среднемагистральных самолётов», он превосходит своих конкурентов «благодаря разработанному российскими конструкторами уникальному крылу».

С аналогичным мнением выступает и редактор ресурса «Авиа.ру» Роман Гусаров: «Я считаю, что лучший в своём классе. Лучше, чем Boeing, лучше, чем Airbus, потому что современнее, технологичнее, комфортнее, экономичнее. Именно на эти самолёты надо делать ставку, именно он должен стать основным самолётом “Аэрофлота”».

Как отметил Гусаров, МС-21 — это единственный самолёт в классе среднемагистральных, «сделанный в XXI веке с нуля», тогда как Boeing и Airbus — самолёты прошлого века, хоть и модернизированные, а МС-21 «впитал в себя последние достижения науки и техники».

По данным «Ведомостей» за весну 2023 года, российский самолёт МС-21 будет стоить около 3,2 млрд рублей. Это дешевле импортных аналогов. Но летом того же года «Коммерсантъ» писал, что всё-таки рыночная цена МС-21 будет выше — 4,3–4,6 млрд рублей. Это уже больше, чем стоимость конкурентов.

На каком этапе проект в 2024 году и когда полетит МС-21

Пока МС-21 всё ещё не выпускается серийно, и произойдёт это только в 2025–2026 году, сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. «У нас испытания ещё не завершены. Как испытания завершим, по результатам сразу (начнётся работа над серийными поставками. — Прим. ред.) Мы всё-таки беспокоимся о безопасности всех нас — мы же летать будем на этих самолётах»,объяснял в феврале 2024 года Чемезов.

За пару месяцев до этого глава «Ростеха» говорил, что в разной степени готовности находятся 18 самолётов МС-21. И шесть из них планировали передать «Аэрофлоту» уже в 2024 году. К 2029 году производство, согласно плану, должно выйти на уровень 72 самолёта в год.

Авиакомпания «Аэрофлот» уже сейчас основной заказчик МС-21. Он планирует глобально обновить свой парк, заменив иностранную технику.

В настоящее время парк перевозчика состоит по большей части из западных авиалайнеров: Airbus ― A320/А321, A330, A350 и Boeing ― 737, 777.

Ещё осенью 2022 года «Аэрофлот» и ОАК заключили соглашение на поставку 339 воздушных судов, включая самолёты SJ-100, MC-21 и Ту-214. Но в марте 2024 года Минпромторг и «Ростех» сообщили о переносе поставок всех российских пассажирских самолётов из-за проблем с импортозамещением.

Но с МС-21 дело двигается быстрее, поэтому авиакомпания планирует даже отказаться от SJ-100 и Ту-214 и приобрести побольше МС-21. «Учитывая, что сроки сдвигаются правее, мы внимательно посмотрели на соглашение с производителем. Речь идёт о том, чтобы все 339 самолётов трансформировать в МС-21»,— заявил глава «Аэрофлота» Сергей Александровский.

Другие авиакомпании тоже заинтересованы в новом российском самолёте. В 2023 году глава «Уральских авиалиний» сообщил о заявке на приобретение в лизинг 38 самолётов МС-21. Возможный срок сделки — 2029–2030 год.

Насколько МС-21 «российский» самолёт

Западные санкции заставили разработчиков самолёта отказаться от импортных узлов и агрегатов. Так, в прошлое ушла идея устанавливать на МС-21 двигатель Pratt & Whitney.

Поэтому у МС-21 будет только отечественный двигатель ПД-14. Это первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная после распада СССР.

Также пришлось разработать замену американским материалам для композитного крыла.

«Мы самолёт делаем — МС-21, там крыло. Он современный самолёт из современных материалов — в крыло вставлены жгуты из современных материалов. Американская администрация взяла и поставила их под санкции, имея в виду, что это якобы двойного назначения. Дурь полная, ничего там двойного назначения нет. В связи с чем? В связи с тем, что это конкурент Boeing», — возмущался Владимир Путин в июне 2024 года.

Салон самолёта МС-21 раньше тоже был в основном импортным — в России не было производителей соответствующих материалов и комплектующих. Но сейчас ситуация поменялась.

«Мы нашли поставщиков, которые взялись решить эту задачу. Помимо прочего, идёт работа по импортозамещению элементов интерьера, в том числе кресел, багажных полок, кухонных и туалетных модулей. Важнейшая задача — разработка аварийно-спасательного оборудования, которое интегрировано в интерьер», — рассказал начальник отдела эскизного проектирования инженерного центра «Яковлев» Никита Шапиро.

Начальник конструкторского бюро этого же инженерного центра Андней Яшутин и вовсе заявил, что МС-21 на 99% состоит из российских комплектующих.

«Самолёт на сегодняшний момент на 99% импортозамещён. Через пару-тройку лет будет замещён на все 100%. То есть всё, что на МС, — всё отечественное», — сказал в 2023 году Яшутин. Также он добавил, что не импортозамещены мелочи вроде лампочек.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.