secretmag.ru
Опубликовано 11 апреля 2024, 23:13
6 мин.

Что такое e-commerce и какой бывает онлайн-торговля. Объясняем простыми словами

E-commerce (с англ. «электронная коммерция» или «онлайн-торговля») — процесс покупки и продажи товаров и услуг через интернет. Термин охватывает различные виды онлайн-трансакций, включая покупку товаров в интернет-магазинах, онлайн-аукционы, электронные платёжные системы, цифровые товары и услуги и прочее.

Эксперт статьи:

глава диджитал-агентства

В 2023 году россияне потратили на покупки в интернете 6,4 трлн рублей. Это почти 13,8% от всех их покупок, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

То есть примерно каждый седьмой рубль россияне тратят онлайн.

При этом за год объём интернет-торговли в стране вырос на 28%. Подобная динамика наблюдается все последние годы: торговля постепенно перетекает в онлайн.

В России и по всему миру люди каждый день сталкиваются с сервисами электронной коммерции — покупают в маркетплейсах и онлайн-магазинах, продают старые вещи на классифайдах и покупают продукты через интернет — этот сегмент e-commerce называют e-grocery.

Пользователи могут совершать покупки в любое время суток, не выходя из дома или офиса, что делает процесс удобным.

Кроме того, электронная коммерция позволяет потребителям сравнивать цены, читать отзывы других покупателей и выбирать из более широкого ассортимента товаров и услуг, чем в офлайн-супермаркетах.

Как зародилась и развивалась электронная торговля

Термин e-commerce появился в конце ХХ века, однако система продаж через интернет начала формироваться намного раньше.

Известно, что одно из первых упоминаний этого термина было в 1994 году в статье о бизнесе, опубликованной в журнале «Business Week». Однако точный автор этого термина не установлен, так как слово быстро стало широко используемым для обозначения онлайн-торговли.

Развитие электронной коммерции прошло через пять этапов.

Зарождение e-commerce

Первые шаги в направлении электронной коммерции были сделаны в 1970-х годах, когда западные компании начали использовать электронные системы передачи данных для обмена информацией. В их числе система EDI (Electronic Data Interchange), которая позволяла компаниям автоматизировать процессы заказов и поставок.

Появление интернет-магазинов

С развитием интернета в 1990-х годах появились первые интернет-магазины. Одним из самых известных примеров такого магазина стал Amazon, основанный в 1994 году Джеффом Безосом. Amazon стал пионером нового рынка.

В России одним из первых онлайн-ретейлеров стал Ozon. Компанию основали в 1998 году, изначально на площадке продавали только книги, но со временем ассортимент расширился.

Далее в XXI веке появились Wildberries, Яндекс Маркет и Goods.ru (последний позже выкупил Сбербанк, превратив площадку в «Мегамаркет»).

Так электронная торговля постепенно начала становиться массовой.

Рост мобильной торговли

С появлением смартфонов и других мобильных устройств электронная коммерция стала доступна для потребителей в любое время и в любом месте.

Мобильные приложения и оптимизированные версии сайтов позволяют совершать покупки прямо с мобильного устройства. Это существенно увеличило объёмы онлайн-торговли.

Развитие цифровых платёжных систем

Это один из ключевых факторов успеха электронной коммерции. С появлением таких сервисов как PayPal, Apple Pay и Google Pay потребители получили возможность безопасно и удобно оплачивать покупки онлайн. Это способствовало росту доверия к онлайн-платежам и стимулировало развитие электронной коммерции.

Интеграция искусственного интеллекта

Системы рекомендации товаров, персонализированные предложения и чат-боты помогают потребителям находить необходимые товары быстро и удобно. Это повышает конверсию интернет-магазинов и увеличивает их эффективность.

Каким бывает e-commerce

Существует несколько классификаций электронной коммерции, которые помогают понять аспекты этого сегмента экономики. Давайте рассмотрим основные.

По технологическим особенностям:

  • M-commerce (англ. «мобильная коммерция») — продажа с помощью мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты. Покупки через мобильные приложения становятся всё более популярными благодаря удобству.
  • S-commerce (англ. «социальная коммерция») — форма электронной коммерции, основанная на использовании социальных сетей. Реклама через социальные платформы, обзоры товаров от пользователей и другие методы используют для стимулирования продаж. Кроме того, некоторые соцсети уже позволяют совершать покупки.
  • IoT commerce (англ. «интернет вещей») — способ покупки и продажи товаров и услуг с использованием умных устройств, которые могут быть подключены к интернету. Современные гаджеты могут сами совершать заказы, контролировать запасы товаров или предоставлять информацию о продукте. Примеры IoT-commerce: умный холодильник, умный дом и прочее.

По объекту торговли:

  • B2С (Business-to-Consumer) — самый распространённый тип электронной коммерции, когда компании продают товары и услуги непосредственно потребителям. Примерами таких платформ служат онлайн-магазины, билетные сервисы, сервисы доставки еды.
  • B2B (Business-to-Business) — в этом случае компании заключают сделки между собой. Это может быть закупка сырья, оборудования, услуг для бизнеса и т. д. Такие платформы обычно ориентированы на оптовую торговлю.
  • C2C (Consumer-to-Consumer) — здесь потребители продают товары и услуги друг другу через онлайн-платформы. Примерами таких платформ могут быть онлайн-аукционы, объявления о продаже б/у товаров и другие.

Бизнесу важно учитывать различия между разными видами электронной коммерции при разработке стратегии продаж и маркетинга.

Самые крупные e-commerce-площадки

В мире

  • Amazon. Американский маркетплейс, основанный в 1994 году Джеффом Безосом. Платформа создавалась как книжный онлайн-магазин, но затем расширилась до продажи практически любых товаров. Сегодня проект — крупнейший интернет-ретейлер в мире, предлагает клиентам широкий выбор товаров и услуг.

  • Alibaba Group. Это китайская компания, владеющая брендами Taobao, Tmall, Alibaba, AliExpress. Крупнейший в КНР игрок в сфере e-commerce. Компания имеет китайские и международные подразделения, которые занимаются как розничной онлайн-торговлей, так и оптовым сегментом продаж.

В России

  • Ozon. Маркетплейс основан Александром Егоровым, Виктором Козловым и Дмитрием Рудаковым в 1998 году. Сейчас это публичная компания, её акции может купить на московской бирже любой желающий. Больше всего акций принадлежит АФК «Система» — холдингу, который также владеет МТС и другими активами.
  • Wildberries. Российский маркетплейс, основанный супругами Владиславом и Татьяной Бакальчук в 2004 году. Специализировался на продаже одежды, обуви и аксессуаров и позже расширил ассортимент. Компания закрытая, непубличная и часто попадает в скандалы.

  • Яндекс Маркет. Сервис создан в 2000 году компанией «Яндекс», в 2017–2020 частично принадлежал Сберу. В последнее время делает упор на товары собственных торговых брендов.

  • Мегамаркет (бывший Goods.ru). Goods.ru был запущен в 2017 году как маркетплейс группы «М.Видео — Эльдорадо», входящей в «Сафмар» Михаила Гуцериева. В апреле 2021 года Сбербанк выкупил 85% маркетплейса Goods.ru и переименовал его в «Сбермегамаркет». Во время ребрендинга 2023 года сервис стал «Мегамаркетом». По итогам 2023 года оборот маркетплейса составил более 312 млрд рублей, что в пять раз выше, чем годом ранее.

Будущее e-commerce

Сфера e-commerce продолжит становиться всё более важной частью розничной торговли. Компаниям нужно следить за новыми технологиями и трендами, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.

Среди прогнозируемых трендов в сфере e-commerce Data Insight выделяет следующие:

  • подвижность рынка в части распределения между старыми и новыми брендами;
  • ускорение перетока продаж на маркетплейсы из других онлайн-магазинов;
  • рост вложений в продвижение на маркетплейсах;
  • снижение доли импульсных и премиальных покупок;
  • заметное снижение средней стоимости покупок.

Помимо этого, одним из основных трендов будет рост мобильных покупок, поскольку всё больше потребителей предпочитают делать покупки через мобильные устройства.

Также можно ожидать увеличение использования технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для персонализации предложений и улучшения опыта покупателей.

Важным направлением развития будет улучшение сервисов доставки и возврата товаров, чтобы сделать процесс покупок ещё более удобным и безопасным для потребителей.

Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.