Что такое выходное интервью. Объясняем простыми словами
Выходное интервью (exit-интервью) — собеседование с работником, который увольняется из компании.
Проще говоря, если при приёме на работу вас обычно спрашивают, почему вы хотите работать именно в этой компании, чего хотите достичь и где работали раньше, то при увольнении могут спросить ровно о противоположном: почему вы больше не хотите работать в этой компании, что именно у вас не получалось и где планируете работать дальше.
Цели выходного интервью:
- предотвратить увольнение, выяснить истинную причину ухода (вместо, например, формулировки «по собственному желанию») и помочь решить возникшую проблему или предложить лучшие условия;
– предотвратить либо решить возможные конфликтные ситуации при увольнении (вне зависимости от того, по чьей инициативе оно происходит);
- узнать мнение сотрудника о проблемах в организации работы в компании, отношениях между работниками и с начальством, что привлекло его на новом месте и т. д.
Если человек в итоге всё равно уходит, можно постараться сохранить его лояльность, дать рекомендации и предложить возможность вернуться в компанию в будущем.
Полученную из выходных интервью информацию анализируют и используют для устранения выявленных проблем и оптимизации рабочих процессов.
Пример употребления
_ «Exit-интервью полезно для привлечения новых и удержания уже работающих сотрудников. Обычно мы спрашиваем у увольняющегося сотрудника, были ли ему интересны поставленные задачи, комфортная ли атмосфера сложилась в коллективе, насколько удобно устроены рабочие процессы и соответствовала ли работа ожиданиям. Исходя из ответов, делаем выводы, что компании нужно улучшить, а что, напротив, относится к её сильным сторонам»._
(HR-директор компании RJ Games Инесса Голованова — в материале на РБК.)
Нюансы
Выходное интервью может проводить как HR-менеджер, так и руководитель компании или тимлид.
Чаще его проводит именно HR, так как считается, что о проблемах сотруднику легче рассказать «независимому» специалисту, чем начальнику, с которым в том числе могли быть конфликты.
Но, например, в небольших стартапах, где руководитель лично знает всех сотрудников и их задачи, такое интервью в его исполнении будет более эффективным, а сотрудник почувствует свою ценность.
Чаще проводятся именно очные беседы, но также возможно и телефонное интервью. В большой компании с высокой текучкой кадров может быть использовано письменное анкетирование по заранее заготовленному опроснику.
Проблема
Работник вправе отказаться от выходного интервью — у него может не быть желания оказывать содействие работодателю и в целом общаться. Но, даже если он согласится на беседу, не факт, что в итоге ответит на вопросы искренне и развёрнуто.
Статью проверила:
Алеся Ракитина, HR-директор компании «ВсеИнструменты.ру»