Что такое VUCA-мир. Объясняем простыми словами
VUCA-мир — понятие, описывающее непредсказуемую, быстро меняющуюся среду.
VUCA — это акроним, объединяющий четыре характеристики:
- volatility — изменчивость;
- uncertainty — неопределённость;
- complexity — сложость;
- ambiguity — неоднозначность.
Эти характеристики стали актуальны из-за быстро развивающихся технологий, расширения информационного пространства, из-за которого человеку приходится перерабатывать огромные объёмы информации, из-за быстро устаревающих профессий, невозможности прогнозировать более-менее отдалённое будущее, совмещения различных социальных ролей и т. д.
На первый план в хаотичной и непредсказуемой бизнес-среде выходят следующие навыки, качества и компетенции:
- эмоциональный интеллект — важным становится умение коммуницировать, налаживать связи и проявлять эмпатию;
- soft skills — личные качества, такие как организаторские способности, критическое мышление, способность работать в команде и т. п.;
- lifelong learning — способность постоянно учиться на протяжении всей жизни, а также забывать ненужное;
- open mindset — открытость к новой информации, способность слушать, смотреть на проблему с разных точек зрения;
- адаптивность — способность быстро приспосабливаться к изменяющейся среде.
Пример употребления
«Расшифровка этого акронима могла бы звучать в заставке фильма-антиутопии. Но VUCA — это не характеристика дивного нового мира, в котором страшно жить. Это ключ к осведомленности, или, как говорят в бизнес-среде, soft skills, которым можно научиться, чтобы ориентироваться в этой реальности».
(Из материала о VUCA-мире на РБК.)
История
Концепция VUCA возникла в 1990-х в среде американских военных. Она предлагала способы действия в постоянно меняющейся, нестабильной, хаотичной и непредсказуемой обстановке военных действий. В бизнес-среде термин стал использоваться после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов, а с началом пандемии приобрёл особую актуальность.
Нюансы
VUCA-мир противопоставляется уходящему SPOD-миру, который был:
- steady — стабильным;
- predictable — предсказуемым;
- ordinary — простым;
- definite — определённым.
Учёный Роберт Йоханссон предложил модель VUCA Prime как ответ на вызовы нового мира:
- vision — видение (понимание направления движения, фокус на цели);
- understanding — понимание (регулярный анализ факторов, влияющих на бизнес);
- clarity — ясность (развитие критического мышления);
- agility — быстрота (способность быстро реагировать и адаптироваться).
Факт
Американский антрополог и футурист Джеймес Кашо говорит о наступлении BANI-мира в пандеймийную и постпандеймийную эпоху, он характеризуется как:
- brittle — хрупкий;
- anxiety — тревожный;
- nonlinearity — нелинейный;
- incomprehensibility — непостижимый.
Статью проверил:
Артём Ступак, тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ