Опубликовано 22 сентября 2024, 08:10
9 мин.

Что такое ВСМ, в каких регионах России они появятся и сколько будет стоит проезд. Простыми словами

ВСМ (высокоскоростная магистраль) — электрифицированная железнодорожная линия с двумя путями, по которой могут ходить поезда со скоростью до 400 км/ч. Говоря простыми словами, ВСМ — это как автобан для поездов. Строительство таких магистралей позволит перемещаться между крупными городами значительно быстрее. В России уже готовы проекты нескольких ВСМ.

Что такое ВСМ, в каких регионах России они появятся и сколько будет стоит проезд. Простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», АО «Скоростные магистрали». freepik.com/kjpargeter

Если на обычном поезде из Москвы в Санкт-Петербург можно добраться плюс-минус за восемь часов, а на скоростном «Сапсане» — за четыре часа, то с помощью ВСМ расстояние между двумя столицами реально преодолеть за 2 часа 15 минут.

Пока в России нет действующих ВСМ в полном смысле этого термина. Есть участки, где поезда развивают скорость до 240 километров в час (как тот же «Сапсан» между Окуловкой и Малой Вишерой), но это не считается полноценной высокоскоростной магистралью.

Когда в конце нулевых в стране появился «Сапсан», скорость в 240 км/ч казалась чем-то фантастическим. Теперь же многие уже не помнят, как без него жили. Знал бы Лев Толстой, чья Анна Каренина ехала из Петербурга в Москву сутки, как далеко шагнёт прогресс.

По плану руководства страны, ВСМ со временем тоже должна стать для россиян обыденностью. Как и скорость в 400 км/час, которую будут развивать новые поезда.

ВСМ Москва — Санкт-Петербург

Весной 2024 года президент РФ Владимир Путин дал старт строительству ВСМ Москва — Петербург. По словам главы государства, высокоскоростная магистраль сыграет заметную роль в развитии страны.

ВСМ Москва — Санкт-Петербург

ВСМ Москва — Санкт-Петербург

Протяжённость железнодорожной линии составит около 680 км. ВСМ «Две столицы», как её уже успели прозвать в народе, позволит увеличить пассажиропоток между городами с 5 до 23 млн человек в год, а к 2030 году — до 32 млн.

Кроме того, строительство ВСМ разгрузит аэропорты и снизит экологический ущерб от авиатранспорта.

Общие затраты на ВСМ с учётом строительства подвижных составов, мягко говоря, немаленькие — от 2,2 до 2,6 трлн рублей. Известно, что 610 млрд выделят из бюджета страны, об этом сообщил глава Минтранса Виталий Савельев.

Высокоскоростная магистраль будет проходить через Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Проект ВСМ предусматривает 12 остановок. В часы пик поезда будут ходить каждые 10–15 минут.

Таким образом, из Москвы в Тверь можно будет доехать за 39 минут, а из Санкт-Петербурга в Великий Новгород — за 29 минут. Стоимость проезда, по словам Виталия Савельева, будет в пределах 10 000 рублей.

Если всё удастся, ВСМ существенно расширит «трудовую миграцию» и позволит россиянам работать в других городах и с комфортом туда добираться. Не говоря уже о развитии внутреннего туризма, который сейчас продолжает набирать обороты.

Когда запустят ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом?

По плану это произойдёт в 2028 году.

Первым участком высокоскоростной магистрали Москва — Петербург станет отрезок от столицы до Твери длиной 100 км. Там же будут испытывать подвижной состав и всю инфраструктуру. Проект новый для страны, поэтому важно предусмотреть все риски.

В Москве вокзал для ВСМ построят возле станции метро «Рижская», в Петербурге — у Московского вокзала.

Полотно ВСМ будет обособлено от Октябрьской железной дороги и любых других объектов. По нему будут ходить только специальные составы (о них ниже) — ни «Сапсаны», ни «Ласточки» туда переводить не станут.

Почему для ВСМ нужны отдельные рельсы

По словам транспортного эксперта Даниила Монахова, в противном случае придётся перестраивать почти все действующие железнодорожные станции, убирать существующие одноуровневые переезды, строить путепроводы и развязки. Технически это возможно, но всё-таки от такого проекта отказались, решив, что возводить с чистого листа будет выгоднее. Так что ВСМ Москва — Петербург будет сразу спроектирована с пересечением автомагистралей в разных уровнях.

ВСМ Москва — Казань

Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали до столицы Татарстана впервые представили ещё в 2006 году как часть проекта скоростной трассы Москва — Екатеринбург. Однако по ряду причин, в том числе и финансовых, он не состоялся.

К обсуждению амбициозного строительства возвращались не раз и лишь в 2023 году году обозначили новые сроки и формат. В декабре заместитель генерального директора РЖД Олег Тони сообщил, что обновлённый проект ВСМ Москва — Казань завершён и трасса внесена в схему территориального планирования РФ.

Где пройдёт ВСМ Москва — Казань?

Она соединит семь регионов страны: Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, а также Чувашию, Марий Эл и Татарстан. На маршруте запланировано 16 остановок.

ВСМ Москва — Казань

ВСМ Москва — Казань

Эта магистраль будет ещё длиннее ВСМ Москва — Петербург — целых 790 км. А вот максимальная скорость поезда указана немножко скромнее — 360 км/ч.

Из Москвы до Казани можно будет доехать за три часа вместо нынешних 12. Путь из Нижнего Новгорода в Казань займёт и вовсе час двадцать. По сравнению с нынешними шестью часами — просто смешно.

Большинство участков новой ВСМ будут пролегать по мостам и виадукам. Специальные переходы и шумовые барьеры помогут снизить дискомфорт для жителей прилегающих населённых пунктов. В природных зонах предусмотрят специальные переходы для животных. Через особо охраняемые природные территории и заповедники магистраль проходить не будет.

По плану в обе стороны в сутки будет ходить 24 рейса, при увеличении пассажиропотока, возможно, их количество возрастёт.

Точных сроков открытия магистрали пока никто не называет, но это однозначно случится после запуска ВСМ между Москвой и Питером. Ориентировочно, в районе 2030 года.

Есть ещё более амбициозный план — продлить ВСМ Москва — Казань до Екатеринбурга (это ещё 732 км), как и было задумано изначально в середине нулевых. Если это произойдёт, то путешествие из Екатеринбурга в Москву займёт шесть с половиной часов. Но пока это намётки, без конкретики.

Другие направления ВСМ в России

Тем, кто любит отдыхать на берегу Чёрного моря, наверняка придётся по душе проект ВСМ Москва — Адлер. Пока он находится в стадии разработки, но уже известна примерная стоимость магистрали — 3,2 трлн рублей. Это дороже, чем до Санкт-Петербурга, но и расстояние вдвое больше.

По плану доехать по ВСМ из столицы в Адлер можно будет за восемь часов. Сейчас самый быстрый поезд идёт сутки.

Примерный пассажиропоток составит 17,2 млн человек в год. Планируется, что высокоскоростная магистраль пройдёт через Тульскую, Воронежскую, Ростовскую области и Краснодарский край. В перспективе ветку могут проложить до Донецка и Луганска. Таким образом, добраться до Москвы из новых регионов можно будет за 12 часов.

Однако, по мнению президента российского Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, указанная выше стоимость слишком оптимистична. Эксперт считает, что строительство ВСМ Москва — Адлер обойдётся в 4,6–5,3 трлн рублей, а из-за горного рельефа работы будут сложными и займут не менее пяти лет.

Эксперт даже рассчитал примерную стоимость каждого участка высокоскоростной магистрали. Так, ВСМ до Воронежа будет стоить 1,5–1,7 трлн рублей, от Воронежа до Краснодара — 1,3–1,5 трлн, а от Краснодара до Адлера — 1,8–2,1 трлн рублей.

По приблизительным подсчётам, участок до Воронежа будет готов к 2035 году, а до Адлера — к 2040-му.

Все эти схемы ВСМ согласовал лично президент. Владимир Путин также одобрил строительство ещё одной линии ВСМ — до Минска. По словам государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии Дмитрия Мезенцева, для высокоскоростной магистрали уже выбрали символичное имя — «Союз».

Примерная протяжённость ВСМ Москва — Минск составит 715 км. Как и до Петербурга, поезда будут ходить со скоростью 400 км/ч. Время в дороге займёт три часа против нынешних семи-восьми.

По плану ВСМ увеличит пассажиропоток между двумя странами с 1,1 до 3,8 млн человек в год. Плюс — новые возможности для бизнеса и экономики союзных стран. Аналитики оценивают стоимость строительства в 2,1 трлн рублей.

Какие поезда будут ходить по ВСМ

Это будут принципиально новые составы из восьми вагонов. При необходимости поезда можно будет сдваивать, чтобы вагонов было шестнадцать.

Строить поезда будут на предприятии «Уральские локомотивы». Первый состав с футуристичным дизайном должен увидеть свет в 2026 году. Работы курирует уральский холдинг «Синара — транспортные машины» совместно с РЖД. На заводе уже объявили о намерении построить два новых корпуса под производство поездов ВСМ.

В 2028–2032 годах «Синара» планирует поставить РЖД 50 поездов. В них будет несколько пассажирских классов, ресторан и детская игровая комната. В поездах также можно будет перевозить домашних животных. Поставка первых шести составов намечена на первый квартал 2028 года.

Такие поезда называют «высокоскоростными».

Какие ещё бывают поезда

Скоростные. Это «Сапсаны»,«Ласточки», «Аллегро», «Невский экспресс» и другие. Их список постепенно пополняется. Скорость таких поездов не меньше 140 км/ч, а средняя маршрутная скорость с учетом стоянок — не меньше 85 км/ч.

Скорые. Они курсируют со средней скоростью не менее 50 км/ч с учётом стоянок. При этом скорый поезд должен быть минимум на пять км/ч быстрее самого быстрого пассажирского из ходящих по этому маршруту. Большая часть российских поездов — скорые.

Пассажирские. К ним относят все поезда с маршрутной скоростью менее 50 км/ч. Они самые дешёвые, делают больше остановок, и стоянки обычно длятся дольше, чем у скорых поездов. Но иногда такой вариант оказывается удобнее. Например, для желающих сэкономить или поспать в дороге.

Почему ВСМ не построили раньше?

Во-первых и в-главных: это очень дорого. Страна долго восстанавливалась после перестройки, потом дефолт, кризисы и пандемия.

Нынешняя ситуация с западными санкциями и необходимостью вкладываться в военную промышленность и оборону страны тоже позитива для энтузиастов ВСМ не добавляет.

Пока из всех проектов самым осязаемым выглядит ВСМ до Петербурга, да и то никто не знает, что будет через четыре года. Пример с Казанью показывает, что обсуждать и корректировать схемы ВСМ можно десятилетиями.

Магистраль ведь мало построить — её надо обслуживать, проверять и ремонтировать. То же касается и поездов, которые при большом пассажиропотоке будут быстро изнашиваться.

К слову о пассажиропотоках. Перспектива проехать значительную часть страны за шесть часов, безусловно, заманчива, но вопрос в цене. Если проезд по ВСМ в Северную столицу будет стоить дороже «Сапсана», то можно предположить, что и на других направлениях картина будет схожей. Время — деньги, то есть, если хочешь сэкономить, плати. А много ли будет таких желающих?

При всём удобстве скоростной «Сапсан» не вытеснил со своего направления более дешёвые и медленные составы. Причём речь идёт о поездках между Москвой и Петербургом, а не о регионах, где зарплаты и уровень жизни куда скромнее.

Поэтому идея «трудовой миграции» тоже вызывает вопросы: смысл переходить на более высокооплачиваемую работу в другом городе, если разницу всё равно прокатаешь в поезде?

В общем, проект красивый, но рискованный. Триллионы рублей из федерального бюджета не выделишь, значит, нужны инвесторы. А им важна гарантия окупаемости, которую никто не даст. Плюс те же авиакомпании, не желая терять клиентов, могут начать снижать цены на билеты.

Одним словом, пока вопросов больше, чем ответов.

В каких странах развиты ВСМ и как это работает

В Японии есть целая высокоскоростная сеть железных дорог под названием «Синкансэн». Переводится как «новая магистраль». Она предназначена для перевозки пассажиров между крупными городами страны.

Протяжённость сети ВСМ солидная — более 2770 км. В зависимости от линий скорость поездов там варьируется от 260 до 360 км/ч в час.

Первая линия с 17 станциями заработала между Осакой и Токио в 1964 году к летней Олимпиаде. Уже через три года дорога начала приносить прибыль, а к 1971 году за счёт выручки от продажи билетов и услуг полностью окупила затраты на строительство.

В Японии целых семь железнодорожных корпораций, которые обслуживают все скоростные и высокоскоростные магистрали и конкурируют между собой.

Арнольд Шварценеггер (слева) и Масаки Огату (второй справа), вице-президент East Japan Railway Co., одного из крупнейших железнодорожных операторов страны, во время его инспекции высокоскоростных железнодорожных операций Японии в Сайтаме 14 сентября 2010 года

Арнольд Шварценеггер (слева) и Масаки Огату (второй справа), вице-президент East Japan Railway Co., одного из крупнейших железнодорожных операторов страны, во время его инспекции высокоскоростных железнодорожных операций Японии в Сайтаме 14 сентября 2010 года

Сеть ВСМ в Японии продолжает развиваться: ещё минимум три линии планируют открыть до 2030 года.

В середине двухтысячных ВСМ начали стремительно строить и в Китае. Ещё в девяностых средняя скорость железнодорожного транспорта в стране составляла всего 48 км/ч. Но там началась масштабная кампания по ускорению железных дорог. Обновлялись составы, строились новые тоннели и мосты, улучшался сервис. В 2007 году средняя скорость китайских поездов была уже 70 км/час. Но это оказалось лишь началом.

Меньше чем за 15 лет в Китае построили ВСМ протяжённостью 38 000 километров — больше, чем в Японии и Европе (ВСМ в западной Европе развивается с 80-х годов и объединена в большую международную сеть), вместе взятых. Скорость поездов — от 250 до 310 км/ч. Общий объём вложений составил порядка $300 млрд. Местные журналисты любят сравнивать эти затраты со строительством Великой Китайской стены.

Изначально китайцы использовали японские, французские и канадские поезда, но быстро изобрели свои. Теперь их составы охотно закупают Бразилия, Индия и Мексика.

Все китайские ВСМ субсидируются государством. Финансирование в виде ссуд железнодорожной корпорации и региональным властям выдают государственные банки. Пока проект убыточный — срок окупаемости относительно коротких веток между крупными городами составляет 15–16 лет при пассажиропотоке 30 млн человек в год.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.