Что такое точка безубыточности. Объясняем простыми словам
Точка безубыточности — минимальная сумма, которую нужно заработать, чтобы окупить вложения, а потом начать получать прибыль. По-другому этот показатель называют порогом рентабельности.
Строго говоря, точка безубыточности — это когда доходы от реализации продукции равны производственным затратам. Когда достигнута точка безубыточности, дальнейшее увеличение объёма выпуска продукции даёт предприятию прибыль, а снижение — убыток.
Примеры употребления в «Секрете»
«В 2020 году нас, как и весь фэшен-ретейл, затронула пандемия. Во время карантина наши продажи упали до 1 млн в месяц — это ниже, чем точка безубыточности, — поэтому, чтобы продержаться, мы сократили все возможные расходы, за исключением затрат на пошив».
(Основатель ODEVAI Wear Лидия Ковшова — об истории создания питерского бренда одежды.)
«Мы тоже пытались найти учёных в свой проект с помощью этого способа. Нашли подходящий патент (противовирусной мази), узнали имена учёных, ответственных за эту работу, их контакты. Связались и поняли, что команда разобщена, а состав их продукта лишь наполовину отвечал нашим требованиям. При этом они прекрасно знали, сколько стоят подобные нужному нам исследования, и сразу запросили сумму в 25 млн рублей на счёт, а также потребовали долю в проекте. Мы отказали, поскольку финансовая модель не сошлась и выход из точки безубыточности был бы очень долгий».
(Основатель компании AIBY Оля Осокина — о том, как эффективно работать с российскими учёными.
Нюансы
Точку безубыточности измеряют в натуральном или денежном выражении. Например, в единицах товара или денежной сумме.
Вычислять и знать точку безубыточности производства необходимо. Этот показатель позволяет определить оптимальную стоимость товара или услуг, рассчитать сроки окупаемости бизнеса. Отслеживание изменений показателя безубыточности позволяет вовремя увидеть проблемы на производстве и проанализировать финансовое состояние компании.
Для расчёта точки безубыточности учитывают постоянные и переменные затраты. К постоянным относят, например, заработную плату управленцев, арендную плату за офис, амортизационные отчисления. Постоянные затраты не зависят от объёма производства и продаж и не меняются с течением времени. К переменным — затраты на материалы, комплектующие, топливо и энергию и другое.
Статью проверил:
Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями, автор Telegram-канала «Экономизм»