Что такое теория игр. Объясняем простыми словами
Теория игр — математический метод анализа стратегического взаимодействия двух и более сторон, а также последствий принятия этими сторонами тех или иных решений.
Проще говоря, это что-то вроде науки о взаимодействии людей, которая пытается объяснить этот процесс как игру с набором определённых вариантов ходов для каждой стороны. Выбор каждого из участников влияет на других участников и на исход игры в целом. Ключевая цель — научиться разрабатывать выигрышные стратегии.
Обычно человек прорабатывает собственные шаги по достижению своих целей. А теория игр учитывает шаги конкурентов, их цели и возможные методы взаимо- и противодействия. Она позволяет определить, как конкуренты могут прийти к оптимальному решению, что им может помешать и какие стратегии лучше применять в том или ином случае.
В качестве участников (игроков) могут рассматриваться игроки в покер, менеджеры конкурирующих корпораций, старающихся расширить свою долю на рынке, организаторы рекламных или предвыборных кампаний, генералы враждующих армий и т. п.
Изначально теорию игр использовали для моделирования экономических ситуаций, но постепенно её начали применять в политике, биологии, сфере высоких технологий и т. д.
Пример употребления на «Секрете»
«Нужно заложить хорошую базу, чтобы потом было легче. Математика и математические модели сейчас лежат в основе любого ИИ. Алгебра и начала математического анализа, теория вероятностей, мат. статистика, линейная алгебра, теория принятия решений и теория игр — это основные дисциплины, знание которых может очень пригодиться».
(Методист GeekSchool Игорь Гутовский — о знаниях, которые будут полезны желающим стать специалистами по искусственному интеллекту).
История
Основоположник теории игр — венгро-американский математик Джон фон Нейман. Датой появления теории считается 1944 год, когда Нейман в соавторстве с экономистом Оскаром Моргенштерном выпустил книгу «Теория игр и экономическое поведение».
В своих работах Нейман рассматривал «игры с нулевой суммой» — ситуации, когда игроки-конкуренты не могут сотрудничать, так как в итоге победитель получает ровно столько же, сколько теряют все остальные. Общая сумма проигрышей и выигрышей равна нулю.
Простейший пример такой ситуации — покер или другие азартные игры, когда победитель забирает ставки других игроков. Торговля фьючерсами и опционами — также пример такой игры.
Дополнил и значительно развил теорию будущий нобелевский лауреат Джон Нэш. Он доказал, что существует множество ситуаций, когда общая сумма выигрышей и проигрышей далека от нуля. Она может быть как выше (в выигрыше большинство), так и ниже (проиграли все).
Так, Нэш объяснил, почему Адам Смит ошибался, считая конкуренцию лучшим двигателем рынка. Он доказал, что стратегия «каждый в группе делает то, что лучше для него» в итоге приводит к победе максимум одного участника группы. При этом может случиться так, что не победит никто. А если все участники договорятся о сотрудничестве и наметят свои цели (будут делать то, что лучше для них и для группы), у них есть возможность добиться общего успеха. Это хорошо показано в фильме «Игры разума».
Он же разработал концепцию «равновесия Нэша» — ситуацию устойчивого состояния в игре, когда ни один из игроков не может изменить поведение, чтобы увеличить свой выигрыш, если другие его не поддержат.
Нюансы
Основные элементы теории игр: Игра — реализация одного из сценариев от начала до конца. Игроки — конкурирующие стороны, принимающие участие в игре. Это не обязательно один человек, игроком может быть несколько людей с общими целями, компания или даже целая страна. Ход — одно из предусмотренных игрой действий. Стратегия — правила, по которым каждый из игроков выбирает свои ходы. Исход* — итог игры.
Один из самых известных примеров игры — дилемма заключённого. Но существуют и другие варианты, которые часто применяют для анализа различных экономических процессов.
Например, «Задача о сделках» — процесс переговоров о разделе имущества, в котором каждый получит долю, только если переговоры окажутся успешными.
«Охота на оленя» — ситуация, когда можно достичь либо общего блага (сообща поймать оленя), либо личного, но ценой блага других (поймать зайца, пока все стоят и ловят оленя). Большинство выбирает именно второй вариант. И т. д.
Многие экономические модели также принято рассматривать с точки зрения теории игр. Например, модели существования дуополии и олигополии.
Критика
У теории игр есть существенный недостаток — считается, что каждый из участников игры ведёт себя рационально. В реальности игроки могут совершать импульсивные и совершенно невыгодные для себя поступки.
Статью проверила:
Юлиана Соловьёва, к. э. н., доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН