Опубликовано 25 марта 2024, 13:07
4 мин.

Что такое теневой бан и как в него не попасть. Объясняем простыми словами

Теневой бан — алгоритм в социальных сетях, который вычисляет нарушителей основных правил площадки и скрывает их контент от пользователей. Как он работает, за что можно угодить в список неугодных и как из него выбраться — никто не знает наверняка. При этом попасть в теневой бан рискует практически каждый юзер. И при этом он может не догадываться, что создаёт контент в пустоту.

Эксперт статьи:

операционный директор Perfluence

За что можно получить теневой бан

К самым распространённым причинам бана можно отнести спам, накрутки, массфолловинг (подписку на всех подряд без разбор) и масслайкинг — всё то, что напоминает платформе автоматические действия, которые не свойственны обычному пользователю.

Помимо того, теневой бан могут заслужить пользователи, которые распространяют контент ненадлежащего характера или вообще запрещённый законами.

Попасть под санкции можно также за массовую отписку аудитории, использование сторонних сервисов / подозрительных ссылок у себя на канале, использование одинаковых или множества популярных хештегов.

Это только малая часть признаков, за которые блог может оказаться в тени. Не исключена и ошибочная блокировка контента.

Пользователь или блог, оказавшись в теневом бане, теряет охваты — платформа ограничивает показ контента части пользователей по хештегам, геолокациям и другим отметкам. Таким образом автор остаётся отрезанным от бесплатных каналов продвижения своего контента.

Наглядная ситуация

Спровоцировать соцсеть на блокировку очень легко. Это может произойти случайно из-за незнания правил платформы.

К примеру, прогрессивный региональный магазин цветов с 6000 подписчиков качественно ведёт свою страницу. У неё хороший охват по публикациям: новые посты каждый день видят 1500−2500 человек, при этом многие делают репосты. И вот в какой-то момент начинающий SMM-специалист решил поднять показатели страницы и запустил акцию, отправив рассылку в личные сообщения подписчикам.

После воплощения, казалось бы, идеального плана он начал следить за статистикой страницы. Но есть один нюанс: в соцсетях есть ограничения на массовые рассылки. Получается, магазин нарушил правила платформы. Поэтому через какое-то время охваты публикаций упали до 500−1000 просмотров, бутик пропал из рекомендаций, посты перестали выпадать по хештегам. Это следствие теневого бана.

Как работает теневой бан на разных платформах

Логика попадания в теневой бан работает практически идентично во всех популярных социальных сетях.

TikTok

Отличительная черта теневого бана TikTok — комментарии под постами, которые оставили с ограниченного аккаунта, будут скрыты для других пользователей, увидеть их может только сам автор.

«ВКонтакте»

На платформе ВК теневой бан работает так же: посты пропадают из общей ленты. Лечение пока что одно — удаление «вредоносного» контента.

YouTube

На YouTube всё работает так же непредсказуемо. Здесь администрация руководствуется своими принципами. Единственная «выявленная» причина, по которой пользователя могут 100% отправить в теневой бан, — употребление «неугодных» платформе слов в видео. Но списка этих слов никто не видел. Бан могут наложить как на канал в целом, так и на отдельное видео.

«Дзен»

Площадка может отправить в теневой бан авторов, которые поднимают в своём блоге темы алкоголя, азартных игр, эротики или наркотиков. Под ограничения могут попасть и те, кто часто публикует повторяющиеся посты или использует кликбейтные заголовки.

Telegram

В отличие от других платформ, здесь сами пользователи могут повлиять на попадание блога в бан. Достаточно пометить пост или сообщение как «спам».

Инструментов для наказания нарушителей у Telegram великое множество — от пометки SKAM (иными словами, «мошенник»; от метки, к слову, практически невозможно избавиться) до полной блокировки аккаунта. В этих случаях сервис предупреждает пользователей о наложенных санкциях. Но есть и «теневой бан» — в этом случае авторы остаются в неведении о наказании.

Как проверить, нахожусь ли я в теневом бане

Платформы не уведомляют пользователей о том, что те оказались в теневом бане. Понять это можно только по косвенным признакам, которые мы привели выше, — потеря охвата, контент перестаёт попадать в топ, перестают работать отметки в сторис (другие пользователи не могут вас отметить), вовлечённость аудитории падает, а количество подписчиков не растёт.

Проверить, что блог попал в теневой бан, можно самостоятельно, без запросов в техподдержку соцсети. Достаточно опубликовать новый пост с непопулярным хештегом и попросить 5−6 пользователей найти этот пост по хештегу — если хоть кто-то наткнётся на ваш контент, то всё в порядке, а если вообще никто — вы в теневом бане.

В Telegram проверить, находится ли канал в тени, легко — он не ищется по названию, попасть на него можно только по ссылке-приглашению.

Также узнать о своём статусе можно через чат-бот официальный @SpamBot. Надо найти бот через поисковую строку и запустить его, после чего он выдаст актуальную информацию по ограничениям. Также в этом чате можно узнать, сколько ещё осталось до снятия «теневого бана» и как выйти из-под санкций.

Как выйти из теневого бана

Платформы не признают, что существует теневой бан, — потому его и прозвали теневым. Поэтому нет и официальных правил, как из него выйти. Обычно служба поддержки просит пользователей, столкнувшихся с такой проблемой, удалить все хештеги из последних постов, на 48 часов прекратить активность в блоге, отключиться от всех возможных сервисов автоматизированных действий и на время сменить бизнес-аккаунт на личный.

Как правило, из теневого бана можно выйти за 2−3 дня при условии выполнения этих и других условий — например, удаления провокационного контента и снижения активности в блоге.

Но если это не поможет, то пользователь может остаться без доступа к аудитории на 10−14 дней. А при грубых нарушениях теневой бан может увеличиться до полугода.

Как не угодить в теневой бан

Уберечься на 100% от теневого бана никак не получится.

Даже такое действие, как написание множества смайликов или хештегов под фото, могут расценить как спам. Спровоцировать теневой бан может и аудитория блогера — подписчики могут не оценить шутку и нажаловаться на посты, после чего аккаунт ограничат.

Чтобы не попасть под теневой бан, контентмейкерам стоит более внимательно выражать свои мысли и цели в публикациях, если блог новый — сократить частоту выхода постов, а также заниматься самостоятельной зачисткой спамеров/ботов в подписках и комментариях.

Невозможно выработать верный алгоритм по защите от теневого бана. Но если придерживаться описанных выше правил, то можно минимизировать риск попадания в такую неприятность.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии „Секрета фирмы“». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи "Энциклопедии", чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.