Что такое соцопросы и можно ли им верить. Объясняем простыми словами
Социологический опрос (соцопрос) — метод исследования, при котором людям задают вопросы, чтобы узнать их мнение, привычки или предпочтения. Такие опросы проводятся среди разных групп населения, чтобы результаты правильно отражали ситуацию во всем обществе.
Эксперты статьи:
- Артемий Рожнов, профессор Финансового университета при Правительстве РФ.
- Сергей Борисов, социолог.
- Антон Глоба, маркетолог.
Проще говоря, представьте, что вам захотелось узнать, какое мороженое больше всего любят в вашем городе.
Конечно, невозможно спросить об этом каждого жителя. Поэтому вы опрашиваете, например, тысячу разных людей — и детей, и взрослых, и пенсионеров — притом из разных районов города.
По их ответам уже можно понять, какие вкусы нравятся большинству горожан, а какие не очень популярны.
Это и есть соцопрос.
Кто и зачем проводит соцопросы
- Органы власти. Самым масштабным государственным соцопросом в России можно назвать Всероссийскую перепись населения. А на «Госуслугах» появился отдельный сервис опросов. Темы разные: от отношения россиян к беженцам до оценки качества работы того или иного сайта. Цель подобных опросов — лучше узнать насущные проблемы граждан и оценить эффективность работы чиновников.
- Политические партии и политтехнологи. С помощью опросов определяют актуальные для избирателей темы и узнают их отношение к различным событиям и проблемам. Это помогает сделать избирательные кампании более эффективными.
- Коммерческие организации. Результаты опросов бизнес учитывает при запуске новых продуктов и развитии имеющихся, построении рекламных кампаний, ребрендинге, оптимизации бизнес-процессов, для контроля качества и т. п. А ещё опросы часто проводят для того, чтобы создать инфоповод и попасть с ним в новости.
- Научные организации. Учёные проводят собственные социологические исследования по темам их научных интересов.
Для маркетинга соцопросы — настоящий клад. Они помогают понять, чего ждут клиенты, что их радует и беспокоит. Это даёт бизнесу возможность точнее адаптировать стратегии и говорить с аудиторией на одном языке, а не предлагать горные лыжи жителям Калмыкии.
Как правило, все (кроме ученых) проводят опросы не самостоятельно, а заказывают их у исследовательских центров. В России их немало, самые известные:
- Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ);
- фонд «Общественное Мнение» (ФОМ);
- исследовательский холдинг «Российское общественное мнение и исследование рынка» (РОМИР).
Как проводят соцопросы
Есть несколько способов собрать мнение граждан.
- Заполнение бумажных анкет. Организаторы могут раздавать анкеты лично. Например, в холлах общественных зданий, вместе с чеком при оплате товара, на рабочих местах, если опрашивают сотрудников компании.
- Личный опрос. Если интересует мнение определённой группы людей, то исследователи идут туда, где можно встретить таких людей: к выходам с избирательных участков, в определённые магазины, образовательные учреждения и так далее.
- Телефонный опрос. Интервьюеры звонят по конкретным номерам телефонов, если это опрос среди клиентов компании, пациентов клиники и т. п. В других случаях номера генерируются случайным образом: вводится код города или префикс мобильного оператора, и генератор случайных чисел «донабирает» номер. У организаторов опроса могут быть также собственные базы номеров. Задавать вопросы может как человек, так и специальный робот-интервьюер.
- Онлайн-опросы. Могут быть в виде рассылки по электронной почте или через мессенджеры. Есть специализированные сайты, где публикуются соцопросы на разные темы, а заполнившим анкеты выплачивается небольшое вознаграждение.
Можно ли верить соцопросам
Как правило, граждане узнают о результатах соцопросов из СМИ. Но, чтобы понять, насколько качественный был опрос, нужно посмотреть:
- кто проводил, количество респондентов, как их отбирали;
- где и как проходил опрос, какие именно вопросы и в какой последовательности были заданы.
Такая информация обязательно представлена в материалах исследования. Правда, журналисты в своих статьях это нередко игнорируют, поэтому придётся искать первоисточник.
Например, в новости в духе «Опрос показал, что россияне предпочитают завтракать бутербродами» может идти речь о результатах опроса нескольких тысяч жителей страны, который провела исследовательская организация. А может, просто какой-то бренд опросил своих подписчиков в соцсетях и проголосовали 672 человека.
«Весомость» такого исследования сомнительна.
Есть ещё такие сведения об опросе, как:
- статистическая погрешность (неточность результата опроса);
- репрезентативность выборки (насколько опрошенные люди отражают значимые характеристики всей общности людей, мнение которых изучается);
- достижимость выборки (сколько человек подходит под нужные критерии).
Но их в публикациях в СМИ практически не упоминают как что-то узко специальное и понятное только профессионалам.
«Заметить допущенные при проведении соцопроса ошибки, равно как и распознать заранее сфальсифицированный соцопрос, иногда могут даже неспециалисты, но чаще всего это под силу лишь тем, кто обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками», — сказал «Секрету» профессор Финансового университета при Правительстве РФ Артемий Рожнов.
То, как сформулированы вопросы с вариантами ответов и в какой последовательности вопросы задаются, может влиять на результат, объясняет автор книги «Как лгать при помощи статистики» Даррелл Хафф.
Например, вопросы могут наводить на конкретный социально одобряемый ответ. Условно, не все готовы честно ответить, изменяют ли они партнеру, употребляют наркотики или способны ли на кражу, в случае если их никто не увидит.
Всех опросить физически невозможно. В итоге отвечать могут на вопросы самые активные и инициативные. А часть других носителей важных знаний, опыта, мнений останется в тени. А кто-то и вовсе не имеет собственного мнения по вопросу и ответит методом тыка.
Кроме того, существуют опасения, что «всё, что вы скажете, может быть использовано против вас»: многим кажется небезопасными делиться неизвестно с кем слишком личным мнением, эмоциями, проблемами и информацией о материальном положении). Всё это влияет на искренность ответов и, как следствие, на результат опросов.
Уличным опросам по анкете верить можно, так как, отвечая на вопросы, граждане ничем не рискуют. Установить связь конкретного человека с анкетой, которую он заполнил, довольно сложно. Телефонные опросы вызывают больше недоверия у респондентов, так как инстинктивно граждане не хотят рисковать, отвечая «неправильно» и зная, что в этой ситуации анонимности уже нет.
Интернет-опросы нельзя назвать способом определения реального мнения, это скорее способ определения сиюминутных настроений интернет-аудитории конкретного интернет-ресурса, который размещает опрос. При этом результат очень зависит от контекста проведения опроса.
Результат соцсопроса может искажать реальное положение вещей прежде всего в том случае, когда он изначально является сфальсифицированным. Например, когда соцопрос прямо нацелен на то, чтобы подогнать действительность под желаемый заказчиком опроса результат, допустим, в ходе предвыборной кампании.
Подобным образом порой осуществляется, скажем, завуалированная реклама конкретных товаров или услуг, когда посредством социологических «доказательств» якобы «популярности» определённых брендов они продвигаются среди потенциальных покупателей.
О чём говорят соцопросы в России
Опрос ВЦИОМ показал, что в целом россияне доверяют результатам соцопросов.
- 9 из 10 опрошенных считают, что опросы нужны и важны.
- Более 70% полагают, что опросы отражают действительное мнение граждан.
- Даже те, кто сомневается в объективности опросов, в большинстве своём считают их нужными.
- Больше половины опрошенных согласны с мнением, что результаты опросов часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы влиять на людей, склоняя их к определённому поведению.
О чём ещё говорят опросы:
- Пенсия мечты для россиян — меньше 50 000 рублей.
- Треть российских пенсионеров вынуждена постоянно экономить.
- Почти 70% россиянок не хотят заводить более двух детей.
- Каждый четвёртый работник проедает на работе до 10% своей зарплаты.
- 40% россиян готовы потратить на покупку смартфона не более 20 000 рублей.
- Больше половины россиян боятся делать ремонт из-за нехватки денег.
- По мнению примерно каждого третьего россиянина, идеальный выходной — это тот, который можно провести в кровати.
- 80% россиян не соблюдают Великий пост. Но Пасху любят.
- Треть россиян тратят по 2 часа рабочего времени в день на чаты и онлайн-шопинг.
Как не нарваться на мошенников в соцопросах
Под видом телефонных соцопросов иногда звонят мошенники. На основе ответов граждан аферисты делают выводы о психологическом портрете человека: насколько он доверчив, охотно идёт на контакт и готов делиться информацией. Так мошенники подбирают жертв для дальнейшего обмана.
Кроме того, преступники могут собирать персональные данные или даже биометрию. Чтобы не попасться на уловки мошенников, необходимо:
- Уточнить, кто и с какой целью проводит опрос. Если звонят или пишут из конторы «Рога и копыта» и предлагают пройти «Опрос года», «Самый важный общероссийский опрос» — это мошенники. Если отказываются называть компанию, цель опроса — это тоже признак недобросовестности.
- Не сообщать личную и конфиденциальную информацию. Для настоящего соцопроса никогда не понадобятся паспортные данные, данные банковских карт, пароли от любых аккаунтов и т. п. А вот место работы действительно может потребоваться в некоторых качественных исследованиях (например, для проверки соответствия критериям опроса). Но стоит хорошо подумать и ещё раз перепроверить, кому вы сообщаете эти данные.
- Не переходить по сомнительным ссылкам. Также не стоит соглашаться, если для прохождения опроса необходимо установить специальную программу. Можно стать жертвой фишинга с последующим взломом различных аккаунтов.
- Не «вестись» на обещанное вознаграждение. Сайты с платными опросами действительно существуют. Но суммы, которые там платят, как правило, несущественные — максимум несколько сотен рублей. Если же предлагают тысячи и десятки тысяч — это, скорее всего, «развод». Платить такие суммы участникам исследований вряд ли кто-то сможет себе позволить — опрос получится «золотым», так как для результата нужны сотни или тысячи респондентов.
Если для вывода вознаграждения за опрос требуется внести депозит / оплатить комиссию / перечислить сервисный сбор — это признак гарантированного обмана.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии „Секрета фирмы“». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.