Что такое Римский статут и почему его не поддерживает Россия. Простыми словами
Римский статут — международный договор, утверждающий в странах, его подписавших, юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС, также иногда ошибочно называемого Гаагским трибуналом). Помимо прочего, cтатут определяет функции и структуру суда, а также категории преступлений, которые он вправе рассматривать. На 2023 год среди его подписантов 137 стран мира, однако ратифицировали договор только 123 страны.
Проще говоря, Римский статут делает страны, которые принимают его как один из определяющих правовых документов, подвластными решениям Международного уголовного суда в Гааге, который занимается расследованием наиболее серьёзных преступлений, вызывающих озабоченность мирового сообщества. В их число входят:
- преступления геноцида;
- военные преступления;
- преступления против человечности;
- преступления международной агрессии.
История Римского статута и Международного уголовного суда
Международный уголовный суд, силу и права которого утверждает Римский статут — прямой наследник уголовных процессов, проведённых после Второй мировой войны по следам преступлений нацистов (Нюрнбергский, Токийский процессы). О необходимости создания единого постоянно действующего органа, который бы занимался расследованием агрессии против стран и преступлений против человечности, говорили уже тогда, но работу над созданием суда приостановили из-за разногласий в определениях агрессии.
Вновь к вопросу создания Международного суда вернулись в конце XX века, после кровопролитной гражданской войны в бывшей Югославии и геноцида в Руанде. Тогда стало ясно, что преступления, характерные для Второй мировой, оставить в прошлом не удалось.
Окончательно проект статута дописали в апреле 1998 года. На 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН его представили для доработки и принятия.
17 июля того же года статут приняли на дипломатической конференции в Риме (поэтому он Римский), но в силу он вступил только с 1 июля 2002 года, когда количество стран, ратифицировавших договор, достигло минимально необходимой отметки — 60.
Основные положения Римского статута:
- страны-участницы разделяют цели и принципы Устава Организации Объединённых Наций (ООН) и воздерживаются от применения силы и агрессии в отношении других стран, не действуют против территориальной неприкосновенности и политической независимости друг друга;
- учреждаемый статутом Международный уголовный суд не имеет преимущественной силы над внутренней юрисдикцией стран и рассматривает только те дела, которые касаются международных преступлений, совершённых после вступления документа в силу;
- МУС — средство крайней меры, к нему прибегают только в том случае, если иных способов расследовать преступление и выдвинуть обвинение против преступника не остаётся.
Основным поводом для обращения какой-либо страны в Международный уголовный суд обычно становится военная агрессия. При этом, если даже военные действия начались до ратификации статута государством-участником, суд может рассматривать только преступления, совершённые после вступления этого документа международного права в силу на территории страны — участницы конфликта.
У этого принципа, впрочем, есть исключения: иногда в суд могут передать на рассмотрение ситуацию, не затрагивающую ни одно из подписавших статут государств, или не касающуюся непосредственно военных действий, если такую резолюцию примет Совет Безопасности ООН. Или же любая страна может в индивидуальном порядке попросить суд расследовать конкретную ситуацию, не признавая юрисдикцию МУС в остальном.
У Международного уголовного суда и действующей при нём прокуратуры нет собственных полицейских сил, поэтому в вопросе ареста преступников ему приходится полагаться на силовиков тех стран, которые ратифицировали Римский статут.
На 2023 год Римский статут утверждён в большинстве стран — участниц ООН. На документе стоят подписи 137 стран, но ратифицировали его только 123. Из них:
- 25 стран Западной Европы
- 18 стран Восточной Европы
- 33 государства Африки
- 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона
- 28 государств Латинской Америки и Карибского бассейна.
Кроме того, ранее государствами-членами были Бурунди и Филиппины, однако они покинули статут 27 октября 2017 года и 17 марта 2019 года соответственно.
Согласно статуту, каждая из региональных групп должна быть представлена в Международном уголовном суде как минимум двумя судьями, а всего в суде постоянно действуют 18 судей. Их избирают на 9 лет.
Несмотря на то что МУС часто ассоциируют с ООН, ряд ключевых участников организации принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие полномочия суду. Среди них США, Китай, Россия, Индия, Израиль и Иран. Одним из самых ярых противников деятельности МУС считаются США. Правительство Штатов подписало Римский статут в 2000 году, но уже в 2002-м отозвало свою подпись.
Отношение России к Римскому статуту и МУС
До момента вступления Римского статута в силу его успели подписать десятки стран, в том числе Россия — 13 сентября 2000 года. Однако ратифицировать подписанный международный договор — то есть признать его юридическую силу в конкретной стране — Россия не спешила, предпочтя участвовать в работе МУС только в качестве наблюдателя.
Вплоть до 2016 года этот вопрос оставался подвешен, пока наконец 16 ноября 2016 года президент Владимир Путин не подписал распоряжение о намерении России не становиться участником Римского статута и не признавать юрисдикцию Международного уголовного суда. Причины такого решения официально не объяснялись, однако накануне офис прокурора МУС предоставил отчёт, в котором расценивал переход Крыма в состав России как акт агрессии и международный вооружённый конфликт.
Российские власти с вопросом Крыма выход из юрисдикции МУС, впрочем, не связывали. Подписание Римского статута в 2000 году происходило на фоне продолжающейся Второй чеченской войны, и поэтому его ратификацию тогда отложили «во избежание политического толкования этих событий».
Ещё одной причиной, почему Россия не спешила включаться в работу Международного суда, называли споры вокруг понятия «агрессия», расшифровка которого в Римский статут так и не была включена. Это допускало крайне широкое толкование того, что считать преступлением.
Кроме того, сомнения у российского руководства вызывала беспристрастность и эффективность Гаагского суда. Международный уголовный суд, с точки зрения МИД России, не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом правосудия. Его решения за то время, пока в России раздумывали о ратификации, можно было трактовать как политически ангажированные, а на то, чтобы вынести четыре приговора, этот орган за 14 лет работы израсходовал более $1 млрд.
Наконец, сохраняющаяся опасность того, что полномочия МУС расширят, делало этот орган удобным инструментом для расправы над политическими противниками, писали тогда аналитики.
Поэтому в России сочли, что накладываемые Римским статутом международные обязательства «избыточны».
Отказ от ратификации избавил РФ от необходимости выполнять решения МУС и позволило проводить собственную независимую политику без оглядки на Гаагу. Как отмечал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, это решение продиктовано национальными интересами.
17 марта 2023 года МУС выдал ордер на арест российского президента Владимира Путина и уполномоченной по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой по подозрению в незаконной депортации украинских детей в ходе российско-украинского конфликта. Это значит, что если Львова-Белова или Путин наведаются в страны, поддерживающие Римский статут, силовики этих государств могут попытаться задержать представителей России.
Власти РФ с решением суда не согласились и назвали его ничтожным, и отметили, что на территорию России юрисдикция МУС не распространяется.
«Здорово, что международное сообщество оценило ту работу по помощи детям нашей страны, что мы не оставляем их в зонах военных действий, что мы вывозим их, мы создаём для них хорошие условия, что мы окружаем их любящими, заботливыми людьми», — позволила себе поиронизировать по поводу предъявленного ей обвинения Львова-Белова.
В Госдуме и вовсе предложили признать выдавший ордер на арест Путина МУС экстремистским. И подчеркнули, что МУС — это «никакой не суд», а сама организация аффилирована и «отрабатывает конкретный политический заказ»
На данный момент остаются как страны, которые планируют ратифицировать Римский статут, так и страны, которые подумывают выйти из-под юрисдикции Международного суда. И одним из факторов при принятии такого решения могут стать отношения этих государств и России.
Армения и Римский статут
Армения, долгое время бывшая союзницей России и рассчитывающая на её помощь в ситуации с Нагорным Карабахом, после исхода Второй Карабахской войны испытала мощное разочарование. Хотя страны продолжают быть союзниками по договору о коллективной безопасности и членству в ЕАЭС, правительство Армении всё больше ориентируется на Запад.
В 2023 году премьер Армении Никол Пашинян заявил, что Армения полностью ратифицирует Римский статут. Он подчеркнул, что это никак не связано с отношениями с Россией и решениями МУС в её адрес. По его словам, ратификация документа связана с сохраняющейся напряжённостью в приграничных с Азербайджаном районах и Нагорном Карабахе.
Армения планирует сделать предметом расследования в Международном уголовном суде события мая 2021 года и сентября 2022 года, когда Азербайджан, по версии армянских властей, нападал на их территорию.
Однако дипломатические контакты Армении и России такое решение может сильно осложнить. Как минимум встреча лидеров этих стран уже не сможет пройти на территории Армении — всё из-за того же ордера МУС.
3 октября 2023 года стало известно, что парламент Армении ратифицировала Римский статут. Заседание транслировали в прямом эфире. За ратификацию статута и принятия юрисдикции МУС проголосовали 60 парламентариев, против — 22. После ратификации документ должен подписать президент Армении, и он вступит в силу через 60 дней.
В России довольно однозначно отреагировали на желание Армении вступить в клуб статута:
«Безусловно, это не то, что мы приветствуем. Но Армения — суверенное государство, и мы, конечно, надеемся, что подобные решения не будут негативно влиять на наши двусторонние отношения, потому что здесь речь идет именно о статуте, который мы не признаем, мы не являемся его участниками, но эти решения являются для нас чрезвычайно враждебными», — комментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Бразилия и Римский статут
Одной из стран, подумывающих пересмотреть своё решение о присоединении к статуту, стала Бразилия. Одна из ключевых стран — участниц БРИКС обратила внимание, что многие страны, в том числе такие могущественные, как Китай, Россия и США, не признают юрисдикцию МУС над собой, и сделала вывод, что в работе этого инструмента в разных странах нет равноправия.
Президент страны Лула да Силва поставил под сомнение дальнейшее членство Бразилии в МУС и заявил, что подобные соглашения наносят больше вреда развивающимся странам.
Выход Бразилии из МУС может спровоцировать цепную реакцию в Латиноамериканском регионе. И, что немаловажно, откроет двери для визита на проходящие в этой стране саммиты БРИКС российскому лидеру Владимиру Путину.
Украина и Римский статут
21 августа 2024 года Римский статут ратифицировала Украина. За документ проголосовала Верховная рада.
При этом приняли поправку в статут, из-за которого сразу применять все его положения в стране не получится. Киевские , законодатели оградили украинцев от преследования за военные преступления в течение семи лет с момента подписания статута.
«Украина не признает юрисдикцию Международного уголовного суда в отношении ее граждан о совершении преступлений, предусмотренных ст. 8 Римского устава (статья о военных преступлениях)», — сообщила депутат Верховной Рады Ирина Геращенко.
Ранее именно военный конфликт между Украиной и Россией считались основной сложностью для ратификации Римского статута на Украине.
Против кого выносил приговоры МУС
Международный уголовный суд работает уже больше 20 лет, но дел, достойных его внимания, за это время было не так много. Поэтому большим количеством приговоров этот орган похвастаться не может. Среди выдвинутых по результатам расследования МУС обвинений следующие:
- В 2008 году суд выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира по обвинению в геноциде.
- В 2009 году МУС вынес приговор гражданину Демократической Республики Конго Томасу Лубанге Дьило, лидеру «Союза конголезских патриотов», за использование в военных действиях детей до 15 лет.
- В 2011 году МУС выдал ордеры на арест президента Ливии Муаммара Каддафи и его сына Саифа аль-Ислама, а также главы ливийской разведки Абдуллы аль-Сенусси по обвинению в преступлениях против человечности.
- В 2011 году перед судом предстал бывший президент Кот-д'Ивуара Лоран Гбагбо по обвинению в преступлениях против человечности. Но в 2019 году его в итоге оправдали.
- В 2019 году МУС отказался расследовать действия американских военных в Афганистане. Предметом уголовного дела должны были стать пытки в тюрьмах.
Все вступившие в силу решения суда выносили в отношении лиц, которые уже были арестованы. МУС может выписать ордер на арест, но это не обязательно приведёт к тому, что обвинённый окажется на скамье подсудимых.
Пример употребления на «Секрете»
«В случае с решениями МУС имеет место проявление не столько неприкосновенности, сколько ощущения неприкасаемости англосаксов, которые заставили этого прокурора, этнического пакистанца, как я понимаю, но с британским паспортом, заставили его в обход всех процедур, всех правил, с небывалой скоростью состряпать тот ордер, который он состряпал в отношении президента России и в отношении уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой», — сказал министр. (Из речи главы МИД Сергея Лаврова от 30 июня 2023 года.)