Что такое редукцион. Объясняем простыми словами
Редукцион (англ. reverse auction — «обратный аукцион») — это аукцион на понижение, в котором выигрывает тот, кто предложит заказчику товар или услугу по самой низкой цене.
Любой аукцион — это торги, в которых участвует либо один продавец и несколько покупателей (например, владелец картины выставил её на Sotheby’s, где за полотно поборются коллекционеры); либо один покупатель, за контракт с которым соревнуются поставщики — в этом случае для выбора победителя часто используется форма редукциона.
При проведении редукциона заказчик устанавливает начальную цену на продукцию или услуги, которые хочет приобрести. А продавцы делают ему свои предложения. Победителем редукциона становится участник, предложивший наименьшую цену.
То есть если на обычном аукционе побеждает тот, кто сделает самую высокую ставку, то на обратном аукционе — тот, кто согласится на наименьшее предложение.
Обратные аукционы используют крупные компании и государственные учреждения для проведения конкурентных закупок сырья, товаров и услуг — то есть для выбора одного поставщика из нескольких.
Ошибки в употреблении
Иногда редукционом также называют голландский оптовый аукцион, в котором продавец изначально выставляет товар по цене выше рыночной и снижает её шаг за шагом. Как только появляется участник, который согласен заплатить объявленную цену, аукцион прекращается, товар достаётся ему (см. цитату ниже).
Изначально голландские аукционы использовались для продажи тюльпанов, свежей рыбы и других скоропортящихся товаров. Сейчас, помимо цветов, их также применяют при торговле ценными бумагами, товарами, бывшими в употреблении, объектами незавершённого строительства, при выдаче лицензий на добычу ресурсов.
И голландский аукцион, и редукцион — это виды обратных аукционов. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что голландский аукцион — это аукцион продавца, который стремится получить максимум за свой товар. А редукцион — это аукцион покупателей, которые соревнуются друг с другом, чтобы в итоге продавец мог купить их товар по минимальной цене.
Пример употребления на «Секрете»
«Выглядит это следующим образом. Для каждого товара указан бид — минимальный объём заказа, который может оформить один человек. Пользователь кладёт интересующий товар в корзину. Для системы это сигнал к выставлению лота (оптовой партии) на торги. <...> Редукцион длится от нескольких часов до недели. Всё зависит от того, как быстро выкупают биды в лоте».
(Основатель проекта совместных закупок «Складчина» Константин Богданов о принципах работы сервиса.)
Нюансы
По российскому законодательству и обычный аукцион на повышение ставок (например, на торгах продают автомобиль должника), и редукцион (например, при закупке больницей градусников) называются одинаково — аукционом.
Различают:
- Открытый аукцион, к участию в котором допускается неограниченное число возможных поставщиков. Чаще всего такие торги проводят в электронном виде на специальной торговой площадке. Например, на сайте госзакупок.
- Закрытый аукцион, в котором принимают участие только те, кто выполнил определённые условия и получил приглашение. Закупки, как правило, проходят вживую.
Аукцион (редукцион) используют там, где речь идёт о закупках серийной (стандартной) продукции и сырья, а для определения победителя достаточно количественных критериев (цена, сроки поставки и прочее).
В более сложных случаях (например, нужно построить школу) может потребоваться конкурс, а победителя определяет конкурсная комиссия.
Факт
До 2018 года госкомпании пользовались тем, что в Гражданском кодексе не закреплено понятие редукциона и нередко именно так называли свои торги по 223-ФЗ (регулирует закупки госкомпаний). В этом случае заказчик не был обязан заключать договор с победителем по итогам проведения редукциона. Также отсутствовали требования к срокам размещения информации о закупке. Затем эту практику прекратили.
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова