14 декабря 2021, 22:30
3 мин.

Что такое паритет покупательной способности. Объясняем простыми словами

Паритет покупательной способности (англ. purchasing power parity) — экономический термин, обозначающий соотношение цен на одинаковый набор товаров и услуг в разных валютах.

Что такое паритет покупательной способности. Объясняем простыми словами

В основе теории ППС лежит закон единой цены (LOP, Law of One Price). Если две страны торгуют между собой каким-то благом, то цены на это благо в двух странах, выраженные в одной и той же валюте, должны быть одинаковыми (формула не предполагает издержки на транспорт и ограничения на торговлю).

Проще говоря, одинаковые товары должны стоить одинаково во всех странах мира, а если этого не происходит, значит, курс местной валюты занижен или, наоборот, завышен.

Например, в начале 2021 года обычный бигмак из McDonalds в США в январе 2021 года стоил в среднем $5,66, в то время как в России — 135 руб. Стоимость бургеров в России и США оказалась равной, доллар должен был в тот момент стоить 23,85 рублей. Получается, курс российского рубля к доллару сильно занижен, отметили эксперты журнала The Economist.

Примеры употребления на «Секрете»

«Паритет покупательной способности даёт нам лучшее представление о реальных расходах. <…> Согласно данным исследования Heritage, оборонный бюджет Китая в 2017 году, который, по оценкам SIPRI, составлял $228 млрд, фактически был равен $467 млрд. Если скорректировать эту цифру 2017 года так, чтобы она отражала четыре года последовательного и значительного роста китайского оборонного бюджета, то в 2021 году он составит у Китая около $604 млрд».

(Из новости о расходах ведущих держав на оборону.)

«В 2019 году Россия заняла шестое место в мире по объёму ВВП по паритету покупательной способности. В первую пятёрку рейтинга вошли Китай, США, Индия, Япония и Германия».

(Из новости о новом плане развития России.)

Нюансы

Существует два вида паритета покупательной способности — абсолютный и относительный, рассказывают авторы учебника «Основы корпоративных финансов».

Абсолютный ППС

Базовая концепция абсолютного ППС заключается в следующем: товар стоит одинаково вне зависимости от того, какая валюта используется для его приобретения или в каком месте он покупается.

Если пиво продается за 2 фунта стерлингов в Лондоне, а обменный курс — 0,60 английского фунта стерлинга за доллар, то в Нью-Йорке пиво стоит: £2 / 0,60 = $3,33. Другими словами, абсолютный ППС показывает, что за $1 можно приобрести одинаковое количество, скажем, чизбургеров повсюду в мире (как в примере выше с «индексом бигмака»).

Для соблюдения абсолютного ППС необходимы сразу несколько условий.

  1. Операционные издержки в торговле товаром (транспортировка морем, страхование, порча товара) должны быть равны нулю.
  2. Не должно существовать ограничений в торговле товаром (таможенных пошлин, налогов или других барьеров).
  3. Товары в разных странах должны быть идентичны.

Операционные издержки в принципе не могут быть нулевыми, а остальные условия крайне редко соблюдают в точности. Поэтому абсолютный ППС в реальности применяется только в отношении одинаковых товаров, участвующих в международной торговле.

Относительный ППС

Относительный ППС показывает, как меняется обменный курс с течением времени и что изменения в обменных курсах определяются разницей в темпах инфляции в двух странах.

Предположим, обменный курс фунта стерлингов Великобритании к доллару США в настоящее время равен: $1 = £0,50. Далее, допустим, уровень инфляции в Великобритании на следующий год прогнозируется в размере 10%, тогда как темпы инфляции в США нулевые.

При уровне инфляции в 10% цены в Великобритании, как ожидается, вырастут на 10%. Тогда цена доллара повысится на 10%, а обменный курс увеличится до: £0,50 × 1,1 = £0,55.

Статью проверила:

Что такое паритет покупательной способности. Объясняем простыми словами

Юлиана Соловьёва, к. э. н., доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН