Что такое OTT-сервис. Объясняем простыми словами
OTT-сервис (от англ. over the top — сверху, за рамками) — компания, обеспечивающая интернет-доступ к собственным услугам без прямого контакта с оператором связи и его участия в распределении информации.
/imgs/2022/09/15/18/5586543/6b121fca083379adda888fe50819afc690cb0aee.jpg)
Проще говоря, это сервис, который не зависит от провайдера интернета, спутниковой или кабельной передачи данных. Они просто передают его пакеты данных, никак на них не влияя.
Для приёма услуг OTT-сервисов не нужно какое-либо специальное оборудование — контент поставляют на смартфон, компьютер, smart-телевизор или любое другое устройство пользователя.
Обычно, когда упоминают OTT, имеют в виду онлайн-кинотеатры или стриминговые сервисы типа Netflix, Окко и Spotify. Но на самом деле диапазон OTT-сервисов гораздо шире. Весь ОТТ-контент условно можно разделить на три категории:
- OTT-обмен сообщениями. Viber, WhatsApp, Telegram и любые другие мессенджеры, которые используют интернет для связи между пользователями.
- IP-телефония (VoIP). Видео- и аудиовызовы, совершённые через интернет. Это те же самые WhatsApp и Telegram, а также Zoom, FaceTime, Skype и другие операторы.
- OTT-медиасервисы. Сюда относятся различные онлайн-кинотеатры, аудиосервисы, образовательные ресурсы и другие распространители контента, которые предлагают доступ к нему через приложение или веб-сайт.
Пример употребления на «Секрете»
«Операторы страдают от OTT-сервисов. Телекомы вкладывают в инфраструктуру, а монетизируют её другие компании».
(Экс-гендиректор «Скартел» (бренд Yota) Анатолий Сморгонский — об одной из проблем современного телекома.)
Ошибка в употреблении
Иногда считается, что OTT-сервисы — прямые конкуренты IPTV (Internet Protocol Television), которой пользуются для трансляции цифрового телевидения. Но это не совсем точно.
IPTV — это название технологии передачи видеоданных через интернет. А OTT — это общий маркетинговый термин для всех сервисов, которые передают свой контент через интернет и при этом не принадлежат непосредственно провайдеру.
То есть, строго говоря, видеосервисы OTT также могут пользоваться технологией IPTV. Просто в отличие от кабельного телевидения, где весь процесс передачи и приёма зависит от поставщика услуг, здесь он будет независим от оператора.
Нюансы
Некоторые виды услуг OТT-сервисов находятся в открытом доступе и существуют за счёт рекламы, но многие из них предоставляют контент по подписке и за отдельную плату. В зависимости от модели монетизации сервис может предложить потребителю различные варианты потребления контента:
- подписка на весь сервис на определённое время;
- подписка на определённые единицы контента (например, купить сериал для просмотра в течение месяца);
- покупка цифровой копии и т. п.
Факт
У Минкомсвязи России существует собственный словарь OTT-терминов. Министерство рекомендует использовать его для ведения переговоров по тематике OTT.
Статью проверил:
/imgs/2022/09/15/18/5586544/b5296a716fc83dffd4affd4671c4316cc30928be.jpg)
Сергей Морозов, руководитель проектов «Сберсервиса»