Что такое NDA. Объясняем простыми словами
Соглашение о неразглашении (Non-disclosure agreement, NDA) — договор между двумя сторонами, предотвращающий утечки конфиденциальной информации.
Всего выделяется три основных вида NDA (по количеству участвующих сторон):
Одностороннее — включает в себя две стороны, одна из которых стремится защитить предоставляемую информацию. Наиболее частый пример такого вида NDA встречается в трудовых отношениях. Компания может потребовать от работника подписать документы о неразглашении коммерческой информации (коммерческой тайны и конфиденциальных данных, если такие данные и ответственность сотрудников указаны в локальном акте компании), которая может причинить ущерб бизнесу.
Двустороннее — в этом случае две стороны предоставляют друг другу сведения и стремятся избежать их утечки третьим лицам. Наиболее часто такой тип соглашений можно встретить между компаниями, которые готовятся к процедуре слияния или организации совместных проектов.
Многостороннее — в подписании подобного соглашения участвуют три и более стороны. Это избавляет от необходимости заключать несколько двусторонних соглашений.
Пример употребления на «Секрете»
«Перед тем как открывать детали проекта, руководитель должен заключить соглашение NDA, в котором следует указать, какая информация считается конфиденциальной, и предусмотреть ответственность за её нарушение. При судебных разбирательствах такое соглашение имеет вес, если в дальнейшем был введён режим коммерческой тайны».
(Создательница компании BioFoodLab Елена Шифрина — о том, как защитить бренд от копирования.)
Нюансы
В российском законодательстве NDA не работает, если у компании не введён режим коммерческой тайны, а в локальном акте не зафиксировано, какая информация является секретной и какое наказание ждет за её утечку. Для этого работодатель должен:
- определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, утвердить его внутренним документом и ознакомить с ним сотрудников под роспись;
- ограничить к ней доступ, установив и контролируя порядок обращения с ней;
- вести учёт лиц, которые имеют доступ к информации и которым она была передана;
- регулировать отношения по использованию такой информации с работниками и контрагентами;
- нанести на материальные носители, содержащие коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна» и указать обладателя такой информации.
Статью проверила:
Елена Кожемякина, управляющий партнёр юридической фирмы BLS