Что такое Нагорный Карабах и почему вокруг него развязалась война. Простыми словами
Нагорный Карабах — регион в Закавказье, расположенный в восточной части Армянского нагорья. Официально считается частью Азербайджанской республики, несмотря на большую долю армянского населения. С момента развала СССР отделился в непризнанную Нагорно-Карабахскую республику, всколыхнув многолетний территориальный спор между Арменией и Азербайджаном и став причиной нескольких военных конфликтов, в которых немалую роль сыграли Россия и Турция.
История Нагорного Карабаха
Во времена существования Великой Армении (с конца IV века до н. э. вплоть до 428 года н. э.) территория современного Нагорного Карабаха считалась десятой провинцией этого государства — Арцахом. Начиная со средних веков, эта земля успела побывать под управлением албанцев, объявить независимость, вернуться под контроль армянских царей, перейти в состав туркоманских государств.
По словам политолога Андрея Суздальцева, это место всегда было территорией столкновения двух этнических волн, между которыми постоянно шла борьба за власть. С юга шло армянское население, а с востока — тюркское. В 17–18-м веках это было место дислокации кочевых племён, которых когда-то называли «кавказские татары» — они стали костяком азербайджанской нации. В начале 19-го века местные тюрки ещё именовали себя Карабахским ханством.
В 1813 году после русско-персидской войны это ханство по условиям мирного договора перешло к Российской империи. В 1822 году его преобразовали в Карабахскую провинцию, а с 1840 года она стала Шушинским уездом Каспийской области. Шуша была пятым по величине городом Закавказья и одним из ведущих центров закавказских культур.
На протяжении почти всей этой истории армянское влияние на этот регион было весьма значительным. Большая часть населения оставалась армянской, хотя и пережила несколько периодов эмиграции. Но в Нагорном Карабахе жили и азербайджанцы, и турки, и иранцы, и татары.
Национальное многообразие не раз становилось источником массовых этнических конфликтов. Например, в 1905 году в результате армяно-татарской резни в Шуше сожгли 240 домов и убили 318 человек, столкновения прошли во всех районах со смешанным населением.
После Октябрьской революции православные армяне и мусульманские народы Нагорного Карабаха недолго жили в относительном мире. В конце 1918 года после капитуляции Турции в Первой мировой войне в Шуше появилась сначала британская военная миссия, а потом и азербайджанские гарнизоны. Под давлением военных съезд армян Карабаха признал юрисдикцию Азербайджана. Но уже в конце марта 1920 года в регионе началось антиазербайджанское восстание, закончившееся поражением.
Советские власти в 1921 году закрепили Нагорный Карабах в пределах Азербайджанской ССР, предоставив региону широкую областную автономию. В дальнейшем руководство Армянской ССР неоднократно поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха в её состав.
В 1980-х годах во время перестройки во многих республиках СССР происходил подъём национальных настроений и межобщинных конфликтов. На этом фоне армяне вспомнили о своих правах и интересах и потребовали восстановления исторической справедливости.
Первая Карабахская война
К моменту развала Союза вопрос принадлежности Карабаха перерос масштабы локальной проблемы и превратился в открытую конфронтацию между двумя соседними республиками.
Когда Армения и Азербайджан обрели независимость, Совет народных депутатов Нагорного Карабаха тоже объявил об образовании независимой Нагорно-Карабахской Республики (НКР). В ответ на это 25 сентября 1991 года Азербайджан начал обстрел столицы региона Степанакерта.
Результатом стали масштабные боевые действия в 1991–1994 годах, получившие название «Карабахская война». По разным данным, тогда погибло свыше 6000 армянских военнослужащих и от 11 500 до 15 000 азербайджанских.
После перемирия в 1994 году Нагорный Карабах и семь прилегающих районов частично или полностью оказались под контролем армянских сил. Мир в регионе остались поддерживать и российские военные, у которых была база на армяно-турецкой границе.
Статус территории при этом остался неопределённым — Армения не возражала против провозглашённой независимости НКР, сохраняя влияние в регионе, но считала, что рано или поздно он вернётся под её контроль. Азербайджан продолжал настаивать на том, что это его территория. При этом под контролем НКР оказался Лачинский коридор, имеющий стратегическое значение для обеих стран.
Экономика региона в результате войны оказалась почти полностью уничтожена. Но так как территория НКР богата полезными ископаемыми, прежде всего металлами и минералами, с инвестициями армянской диаспоры непризнанной республике удалось восстановить экономическую жизнь. Там появились новые заводы и фабрики, малые предприятия, виноградники, туристическая инфраструктура. И, конечно, разрабатываемые месторождения — хотя Азербайджан считает любую добычу там незаконной и регулярно обещает потребовать возмещения ущерба в международном суде.
На следующие 26 лет в регионе воцарился хрупкий мир, иногда разбавляемый инцидентами вдоль линии фронта. К 2017 году население небольшой республики выросло до почти 150 тысяч человек. Живущие здесь армяне и оставшиеся азербайджанцы отстраивали разрушенные дома, развивали бизнес и надеялись, что за время перемирия статус спорной территории как-то разрешится. Но вместо поиска компромисса стороны ставили друг другу взаимно неприемлемые условия, и в конечном итоге затишью пришёл конец.
Вторая Карабахская война
Азербайджан, в результате событий 1990-х потерявший контроль над территорией НКР, все эти годы готовился к силовому решению конфликта. Международное сообщество, не признавшее суверенитет закавказской республики, поддерживало Азербайджан в его притязаниях и активно поставляло ему оружие, что очень беспокоило армян.
Присутствие в регионе базы российских миротворцев выступало сильным сдерживающим фактором. Тем не менее Азербайджан пользовался поддержкой довольно значимого регионального игрока — Турции, заинтересованной в том, чтобы тесно связанная с ней республика взяла своё.
Перемирие оказалось нарушено 27 сентября 2020 года. В результате активизировавшихся военных действий на линии соприкосновения в регионе начался полномасштабный конфликт, ставший самым продолжительным и кровопролитным со времён окончания первой Карабахской войны. Наступление азербайджанских войск сопровождалось массивным применением полученных от Турции и западных партнёров авиации, бронетехники, артиллерии и БПЛА, что привело к значительным жертвам как среди военнослужащих НКР, так и среди гражданских.
В Армении и НКР объявили полную мобилизацию. Азербайджан, имея силовое и численное превосходство, обошёлся частичной. Активную военную помощь Азербайджану в конфликте оказал турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган — Турция предоставила союзнику оружие и, по некоторым данным, военных инструкторов и добровольцев-джихадистов. Россия, на военную поддержку которой рассчитывала Армения, сохранила нейтралитет.
Вторая Карабахская война продолжалась шесть недель и закончилась утром 10 ноября, когда при посредничестве российских сил стороны заключили новое соглашение о перемирии. В ходе конфликта с обеих сторон погибло около 7000 военных и 170 гражданских, ещё больше получили ранения.
По новому трёхстороннему договору о перемирии Азербайджан вернул себе контроль над семью районами Нагорного Карабаха, в том числе заполучив такие символы этого региона, как Шуша и Гадрут. В итоге Азербайджан занял 70% непризнанной республики, вернув туда азербайджанское население, а местные армяне массово стали беженцами.
Армения утратила достижения первой Карабахской войны в обмен на мир, поскольку было ясно, что полномасштабную войну с превосходящим по силе противником выиграть не удастся. Однако соглашение отдать «врагу» территории, за которые было пролито столько крови, в Ереване восприняли как капитуляцию.
Это повлекло массовое недовольство политикой подписавшего этот договор премьера страны Никола Пашиняна. Разразились массовые протесты, в результате которых премьер ушёл в отставку, но в результате новых выборов и победы правящей партии Пашиняну удалось вернуться к власти.
Нагорный Карабах сейчас: переговоры и эскалации
Вопрос статуса Нагорного Карабаха до сих пор остаётся весьма болезненной темой и в Азербайджане, и особенно в Армении. Вплоть до того, что весной 2022 года оппозиционная армянская партия «Честь имею» начала бессрочную акцию с требованием отставки Никола Пашиняна за его заявление о необходимости «снизить планку требований и ожиданий армян» по вопросу Нагорного Карабаха.
Договор от 2020 года подразумевал, что Армения не только отдаёт большую часть районов НКР под контроль Азербайджана, но и проводит демилитаризацию Нагорного Карабаха и выводит оттуда свои военные подразделения. В регионе должен был остаться только российский миротворческий контингент. Но этого, по заявлению азербайджанской стороны, сделано не было, поэтому локальные стычки и провокации вдоль границы продолжаются и по сей день.
При этом были предприняты попытки для мирного урегулирования. 6 октября 2022 года в Праге прошла четырёхсторонняя встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьера Армении Никола Пашиняна, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Франции Эммануила Макрона. По итогам азербайджанская и армянская сторона подписали заявление о признании границ друг друга в рамках соглашений 1991 года.
Позже страны снова заявили о признании территориальной целостности друг друга на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве. Но, как подчеркнул Пашинян, это возможно только при условии гарантий безопасности армянского населения Нагорного Карабаха. А с ними у Еревана остаются вопросы.
Блокада Нагорного Карабаха
С 12 декабря 2022 года обстановка в регионе осложнилась из-за начавшейся транспортно-энергетической блокады оставшейся армянской части Нагорного Карабаха.
Всё началось под видом акции «экоактивистов», выступавших против «незаконной эксплуатации природных ресурсов» и предположительно поддерживаемых азербайджанским правительством. Они перекрыли трассу Степанакерт — Горис в районе города Шуши. Тем самым заблокированным оказался Лачинский коридор — единственная дорога, связывавшая республику с Арменией, свободное передвижение по которой было гарантировано трёхсторонними договорённостями 2020 года.
Обеспечивать движение по Лачинскому коридору должны были российские миротворцы, однако, когда Пашинян призвал Россию помочь с разрешением кризиса, российская сторона заявила, что у неё нет мандата от Баку на подобные действия.
Ереван воспринял перекрытие трассы как блокаду, которой оно де-факто и стало: Нагорный Карабах оказался отрезан от путей поставок продуктов, энергоресурсов, товаров первой необходимости. В остававшихся неподконтрольными Азербайджану районах республики разразился гуманитарный кризис.
Тем временем Баку отрицал, что у него есть цель препятствовать проходу грузов, транспорта и граждан, и утверждал, что гуманитарные миссии и конвои миротворцев свободно передвигаются в обоих направлениях. Но позже Азербайджан уже открыто взял Лачинский коридор под контроль военных, заявив, что это сделано во избежание провоза на территорию НКР мин и военных грузов из Армении, а также «разграбления национального достояния» в виде незаконной добычи ископаемых.
Позицию Армении поддержали в Совете Безопасности ООН и Европейском суде по правам человека. 22 февраля 2023 года суд ООН вынес постановление, предписывающее Азербайджану разблокировать Лачинский коридор. При этом суд отклонил встречное требование Азербайджана передать ему под контроль для разминирования «Лачинский, Кельбаджарский и другие ранее оккупированные районы», куда должны вернуться азербайджанцы.
Несмотря на решение международного суда, требования Армении так и остались не выполненными. В июне 2023 года Азербайджан заблокировал даже гуманитарные перевозки. Для снабжения Нагорного Карабаха Баку предложил альтернативную, подконтрольную себе дорогу через расположенный к востоку город Агдам, но власти НКР отвергли это предложение.
На сентябрь 2023 года армянские районы Нагорно-Карабахской республики остаются закрытыми для ввоза товаров, местные жители испытывают проблемы с продовольствием. Некоторые жители НКР смогли переехать в Армению с помощью Красного Креста и российских миротворцев, но несколько тысяч армян остаются в своих домах в Нагорном Карабахе.
Кроме того, остаётся проблема беженцев, покинувших свои населённые пункты во время войны 2020 года. Де-юре им гарантировано трёхсторонним договором возвращение в свои дома на территории НКР, даже если они перешли под юрисдикцию Азербайджана. Но де-факто несколько десятков тысяч человек из-за блокады лишены этой возможности.
В сентябре 2023 года в регионе назрело новое обострение конфликта. Поводом стало стягивание Азербайджаном войск и военной техники к границе НКР с Арменией. Армения восприняла это как угрозу агрессии уже против её суверенных территорий, хотя в Азербайджане такие обвинения называют не иначе как «политическими манипуляциями».
На этом фоне в интервью европейской газете Politico премьер Армении Никол Пашинян заявил, что признаёт Нагорный Карабах частью Азербайджана, но считает должным защитить регион от этнических чисток.
Военная операция Азербайджана 19 сентября 2023 года
19 сентября Минобороны Азербайджана заявило о начале «локальных антитеррористических мероприятий» в Карабахе. Ведомство обвинило Армению в обстрелах, минировании территорий и усовершенствовании боевых позиций — это и стало поводом для спецоперации.
В этот же день начался массированный артобстрел, сообщил бывший госминистр непризнанной республики Рубен Варданян. При этом Баку пообещал не трогать «гражданское население и объекты гражданской инфраструктуры» в Карабахе.
Жители Нагорного Карабаха публиковали видео обстрелов со стороны Азербайджана. Они отмечали, что под удары попадают и гражданские объекты.
20 сентября омбудсмен Армении Анаит Манасян заявила, что в результате обстрелов азербайджанской армии за первые сутки погибло 32 жителя Нагорного Карабаха, более 200 получили ранения. Из погибших мирных двое — дети, ещё 13 детей ранено и находится в больницах в состоянии разной степени тяжести. Раненых с помощью миссии Красного Креста перевозят из НКР в Армению, так как из-за блокады Лачинского коридора получить медицинскую помощь на местах они не могут.
Армения оказалась в сложной ситуации: вся предыдущая дипломатическая линия Никола Пашиняна, пошедшего на огромные уступки Азербайджану и фактически отказавшегося от притязаний Армении и поддержки независимости Карабаха, не смогла предотвратить возобновление боевых действий в регионе. Уже к середине дня 19 сентября в центре Еревана собрался многотысячный стихийный митинг.
Протестующие требовали отреагировать на атаку и защитить карабахских армян, называли премьер-министра предателем и обвиняли его в развязывании конфликта с Азербайджаном.
Митингующие вышли к зданию правительства Армении и перекрыли проспект, ведущий к нему. На сдерживание протестующих подняли силовиков, однако последних отчётливо теснили, пытаясь прорваться в Дом правительства. Лидеры оппозиции пообещали повторить митинг вечером 20 сентября.
В свою очередь, Пашинян пообещал отреагировать на любые попытки государственного переворота и заявил, что ожидает помощи по стабилизации ситуации в регионе от российских миротворцев. Однако позже секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян обвинил Россию в невыполнении обязательств по Карабаху и заявил, что Москва давно сотрудничает с Азербайджаном и с 2011 года продаёт Баку оружие.
Реакция западных стран была обеспокоенной, но сдержанной. ЕС призвал Баку и Ереван к диалогу, а Франция потребовала созвать экстренное заседание Совбеза ООН по ситуации в Карабахе.
Москва, в свою очередь, призвала Баку и Ереван следовать договорённостям 2020 года и заявила о том, что ведёт переговоры с обеими сторонами конфликта, но, пока опасность не угрожает российским миротворцам в регионе, не имеет права вмешиваться в конфликт военной силой. Тем не менее к утру 20 сентября миротворцы помогли эвакуировать из опасных районов НКР более 2000 человек.
Утром 20 сентября власти Карабаха объявили о прекращении огня по предложению российских миротворцев с 13:00 того же дня.
Также в числе договорённостей были:
- вывод оставшихся подразделений и военнослужащих Вооружённых сил Республики Армения из зоны развёртывания российского миротворческого контингента;
- расформирование и полное разоружение военных армии обороны Нагорного Карабаха;
- вывод тяжёлой техники и вооружений с территории Нагорного Карабаха «с целью их скорейшей утилизации»;
- встреча для обсуждения вопросов «о реинтеграции, обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, а также вопросы обеспечения жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха в рамках Конституции Азербайджана».
21 сентября в азербайджанском Евлахе начались переговоры между делегацией армян Нагорного Карабаха и представителями Баку. Армянскую сторону на переговорах представляли депутаты парламента непризнанного Нагорного Карабаха Давид Мелкумян и Арег Авагян. Азербайджанская сторона по итогам выдвинула ряд требований, в том числе передала список военных и политических деятелей Нагорного Карабаха, которые должны были быть выданы Баку, прежде чем он разрешит открыть гуманитарный коридор в Армению.
Часть лиц из этого списка, представлявших руководство непризнанной республики, решили сдаться добровольно, как это сделал бывший министр иностранных дел НКР Давид Бабаян. Других Азербайджан объявил в розыск.
Так, 28 сентября на азербайджанском КПП на границе с Арменией задержали российско-армянского миллиардера Рубена Варданяна, бывшего главу правительства Нагорного Карабаха (с ноября 2022 года по февраль 2023-го). Баку предъявил ему обвинение в финансировании терроризма и участии в создании или деятельности незаконных вооружённых формирований, а также незаконном пересечении госграницы.
29 сентября президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики Самвел Шахраманян подписал указ, согласно которому до 1 января 2024 года все государственные учреждения и организации НКР должны быть распущены, а сама непризнанная республика — прекратить своё существование.
Населению Нагорного Карабаха, в том числе находящимся за пределами республики, после вступления указа в силу предписано ознакомиться с условиями реинтеграции, представленными Азербайджаном, чтобы затем самостоятельно решить, оставаться ли в регионе. Тем, кто решит покинуть Арцах, будет предоставлен беспрепятственный проезд в Армению по Лачинскому коридору, в том числе сложившим оружие военнослужащим.
Несмотря на обещания Баку обеспечить безопасность армянского населения Карабаха и рекомендации остаться, после 19 сентября большинство армян, выдержавших две войны и голод, стали собираться на выезд из Арцаха. Настроения в республике воцарились упаднические, и веры словам Баку, как показали опросы населения, нет: армяне ожидают этнических чисток и говорят, что «не смогут жить в мире с этими людьми».
Позиция России по Нагорному Карабаху
Россия в этом вопросе выступает как третья сторона и многократно подчёркивала свою нейтральность. С каждой из республик у РФ сильны и исторические, и экономические связи.
Но конфликт значительно осложняет отношение РФ с обоими союзниками. Сам факт, что Россия выступила гарантом мира в регионе, по сути обеспечив независимость территории после Первой Карабахской войны, уже шёл вразрез с требованиями и желаниями Азербайджана на тот момент.
Армения же рассчитывала на то, что Россия не даст её в обиду в случае азербайджанской агрессии, и факт подчёркнутого нейтралитета армии РФ в ходе Второго Карабахского конфликта на фоне активного участия в нём Турции привёл к разочарованию армянского общества и росту антироссийских настроений в стране.
С 2020 года Армения всё чаще начала критиковать Россию относительно «невыполнения взятых на себя обязательств». Разочарование усилилось уже после войны, когда Азербайджан вошёл на отвоёванные территории НКР и продолжил наращивать военное присутствие в регионе.
А когда Азербайджан заблокировал Лачинский коридор, армянский премьер Никол Пашинян прямо обвинил российский миротворческий контингент в невыполнении своих обязанностей по «недопущению такого беззакония». В российском МИДе назвали эти обвинения необоснованными.
В 2023 году на фоне новой эскалации в Нагорном Карабахе Армения предприняла сразу несколько шагов, которые в России расценили как недружественные: провела совместные военные учения с США, передала помощь Украине и заявила о готовности ратифицировать Римский статут (международный договор, устанавливающий полномочия и юрисдикцию Международного суда), что потенциально означает риск для президента Владимира Путина быть арестованным по выданным в его отношении ордеру при визите в Армению.
Сам премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью прямо заявил, что «российские миротворческие силы не выполняют свою миссию, закреплённую трёхсторонним заявлением (по Карабаху от 9 ноября 2020 года). И это повод для серьёзного беспокойства».
Он отметил, что присутствие российских миротворцев не обеспечивает безопасность гражданского населения и контроль над Лачинским коридором, и назвал стратегической ошибкой зависимость республики от России. Пашинян констатировал, что из-за своих действий или бездействий на Южном Кавказе Россия отдаляется от этого региона, и резюмировал, что страны должны диверсифицировать свою политику в области безопасности.
Теперь страна, по словам премьера, «не может полагаться на Москву как на гаранта своей безопасности, даже несмотря на то, что растут опасения по поводу возобновления открытого конфликта с Азербайджаном».
«Мы должны быть способны не оказаться в центре столкновений между Западом и Востоком, Севером и Югом… Не может быть случая, когда Армения станет "прокси". Это недопустимо», — уверен Пашинян.
В итоге продолжающаяся напряжённость вокруг Нагорного Карабаха рискует привести Россию к утрате влияния на бывшие советские республики Кавказа и Закавказья, в частности, уже значительно осложнила отношения с Арменией.
Однако в Кремле заявили, что не могут согласиться с тезисами премьера об уходе России из региона, подчеркнув, что Россия является неотъемлемой его частью.
11 сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва не боится потерять союзника в лице Еревана, потому что Россия и Армения по-прежнему остаются близки. Однако в Кремле обеспокоены сохранением напряжения между союзными странами.
«Мы призываем обе стороны к сдержанности и к действиям в духе тех трёхсторонних документов, которые два года тому назад были подписаны», — сказал Песков.
А 12 сентября президент РФ Владимир Путин, комментируя нестабильную ситуацию в Нагорном Карабахе, назвал ключом проблемы признание Ереваном суверенитета Баку над этой территорией.
«Это состоялось. Это же не наше решение — это решение сегодняшнего армянского руководства», — констатировал российский президент.
И России по этому поводу сказать нечего, добавил он — дальнейшие разногласия Армении и Азербайджану предстоит решать на двусторонней основе, как на том настаивает Баку.
А помощь Армении как члену Организации Договора о коллективной безопасности Россия сможет оказать, только если Азербайджан вторгнется на официально армянские территории.
Пример упоминания на «Секрете»
«Сейчас сложно разобраться, кто начал конфликт, претензии обеих сторон идут «в лоб». Азербайджан считает, что Армения не выполняет обязательства по договору 2020 года, подразумевавшему, что страна проводит демилитаризацию Нагорного Карабаха и выводит все свои военные подразделения, оставив только российский миротворческий контингент. В свою очередь, армянская сторона считает, что она всё сделала, и возмущается тем, что Азербайджан нападает на Армению. Не уверен, что там действительно проводятся этнические чистки, сейчас вокруг этой ситуации наблюдается явный эмоциональный перекос в её освещении. Классическая война двух пропаганд».
(политолог Андрей Суздальцев для материала о причинах конфликта в Нагорном Карабахе)