Опубликовано 10 сентября 2024, 06:39
7 мин.

Что такое менталитет и что не так с этим понятием. Объясняем простыми словами

Менталитет — образ мышления и восприятия мира, свойственный человеку или группе людей. Включает убеждения, ценности, традиции и способы познавать окружающую действительность. Это понятие часто используется в философии и этнологии (науке о культурах и народах) для описания особенностей мировоззрения разных сообществ.

Проще говоря, менталитет — это «склад ума» или «национальный характер», присущий представителям определённой культуры или народа. То, как люди привыкли думать и действовать, часто не осознавая этого.

Сторонники теории о менталитете считают, что у каждой расы, нации или жителей определённой страны он свой и отличается от «склада ума» других людей.

Однако, по мнению ряда социологов, под менталитетом зачастую подразумевают не что иное, как набор стереотипов о какой-либо группе людей. Например, что евреи — умные, расчётливые, умеющие зарабатывать деньги, но при ищущие во всём выгоду.

Теория о менталитете: за и против

У сторонников идеи менталитета нет общего мнения о том, что же это такое. Они дают массу похожих, но всё же отличающихся нюансами определений.

Одни пишут, что это «стиль восприятия той или иной нации», другие — что это «духовный мир» человека.

Вообще, историки и социологи даже не определились в некоторых ключевых параметрах понятия: одни говорят о менталитете как о чём-то неизменном и наследуемом, другие — как об эволюционирующей вещи.

В понятие «менталитет» обычно включают такие составляющие:

- «набор типовых черт массового сознания»,

  • «совокупность бессознательных установок и предрасположений»,
  • «руководит действиями человека»,
  • «определяется традициями и культурой»,
  • «передаётся из поколения в поколение»,
  • «с трудом меняется и преодолевается индивидом».

Приверженцы идеи о «складе ума» подчёркивают, что менталитет неоднороден: типовые черты присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у представителей одной общности. Менталитет даже одной нации может существенно отличаться: например, он может быть разным у представителей духовенства, политической элиты и у народа.

В качестве источников, подтверждающих существование национального характера, выделяют письменную литературу, устное народное творчество, анекдоты и язык. Считается, что именно в них выражается «духовная культура народа».

Критики этого довода отмечают:

  • анекдоты базируются на стереотипных представлениях и не столько отражают типичные черты народа, сколько формируют их и в глазах других. Не все русские могут пить водку литрами и быть находчивыми, как в анекдотах;
  • литература — источник, чаще всего имеющий конкретного автора, а значит, и субъективный взгляд на мир;
  • в произведениях фольклора стереотипны не только герои, но и сюжеты — народные сказки «обкатаны» в устных передачах из поколения в поколение, как морская галька, потерявшая первоначальные изгибы и зазубрины;
  • язык — более динамично меняющаяся вещь, в отличие от того, что называют менталитетом.

Русский и американский социолог и педагог Питирим Сорокин считал психологическое исследование национального характера принципиально невозможным.

Он объяснял это тем, что нельзя делать выводы о целом народе, изучив только отдельных членов общества. Так же как детали автомобиля по отдельности не выполняют те же функции, что и собранная машина, а человеческий организм как систему нельзя понять, изучая только его отдельные органы или клетки, без связи друг с другом.

Летние Олимпийские игры 1980 года в Москве

Летние Олимпийские игры 1980 года в Москве

Научные эксперименты подтверждают слова Сорокина. В международном исследовании 2005 года студентов вузов из 49 различных культур и субкультур просили описать их типичного представителя. В большинстве случаев их описания не совпадали с усреднённым образом человека той же самой культуры.

Например, русские оценивали соотечественников в целом более открытыми к новому опыту, чем респонденты других национальностей. Но, когда их попросили оценить черты реального человека, которого они хорошо знали, оценки открытости резко упали.

Другой пример: в опросном исследовании «русской души» 2010 года 3700 участников из 34 регионов РФ определяли личностные черты типичного русского человека. Опросник показал те же результаты: респонденты не сошлись в своих определениях.

То есть представления людей о собственном национальном характере, возможно, не содержат даже «зерна правды».

Менталитет — понятие философское и бытовое, хотя его и пытаются перевести в плоскость прикладной науки: например, использовать представления о чужом национальном характере для достижения успеха в деловых переговорах.

Также некоторые исследователи выделяют более узкие типы «склада ума», изучая, в частности, «менталитет европейских мужчин» или «особенности менталитета российских женщин».

Критики теории о менталитете заявляют, что под ним в основном подразумевают особенности культуры и связанные с ними национальные и расовые стереотипы, которые, как правило, постепенно меняются.

Например, в начале XVIII века в Европе считалось, что англичане склонны к революциям и переменам, а французы — более консервативный народ. Через сто лет это мнение сменилось на противоположное.

Другой пример: в начале XIX века немцев традиционно считали непрактичным народом, склонным больше к творчеству и философии, нежели к технике и предпринимательству. Но после промышленного переворота в Германии этот стереотип исчез.

Этностереотипы и идеи о менталитете не выражают и не отражают черты культуры в каждый конкретный период — люди со своей историей гораздо сложнее, чем представления о них.

Русский менталитет

Под «российским менталитетом» в ненаучной литературе понимают разные идеи, от «противоречивой и загадочной» русской души до «особой исторической миссии России». Тема «русского характера» в основном пропитана идеологией и штампами:

  • духовность,
  • соборность,
  • коллективизм,
  • жертвенность,
  • всечеловечность.

Считается, что для русского человека главное — традиционные нематериальные ценности (семья, дети, душевные качества), а материальные блага не так важны.

Демократический путь развития России тоже якобы не близок из-за менталитета: мол, русский народ никогда собой не управлял, сначала были цари, потом государство и колхозы, поэтому во главе РФ обязательно нужна «сильная рука».

Российский филолог Светлана Тер-Минасова утверждает, что в американском обществе более ценятся профессионализм, трудолюбие, ответственность, а в русском — гостеприимство, общительность, справедливость.

Александр II провозглашает освобождение крестьян

Александр II провозглашает освобождение крестьян

Также среди типично русских черт отмечают:

- способность сочувствовать,

  • обычай делиться со всеми своими проблемами,
  • отношение к деньгам как к средству «погулять»,
  • уступчивость,
  • мечтательность,
  • азартность,
  • слепую веру в вождя,
  • веротерпимость,
  • низкую законопослушность,
  • великодушие и способность к самопожертвованию,
  • высокий творческий потенциал.

При этом исследователи подчёркивают, что некоторые якобы ярко выраженные качества русских людей имеют, в частности, такие противоречия:

— при выраженном чувстве исключительности и превосходства над другими у россиян развито «идолопоклонничество» перед всем зарубежным, включая людей;

— при постоянном недовольстве государством и властью россияне ждут от него «отеческой заботы», а произвол со стороны органов власти часто принимают покорно, как должное;

— несмотря на начитанность и живой ум, россияне «патологически» не любят тех, кто выделяется — талантом, трудолюбием, достижениями, наличием собственного мнения.

Международное исследование ценностей в 2017 году показывало, что Россия на самом деле довольно светская страна, для которой материальные блага важнее религиозных ценностей.

А главной ценностью россияне называли безопасность: её оценивали выше свободы и гуманности.

Молодые русские крестьянки, река Шексна, близ небольшого города Кириллова, Россия, 1909 год.

Молодые русские крестьянки, река Шексна, близ небольшого города Кириллова, Россия, 1909 год.

Социологи, проводившие опрос, также отметили, что многие известные писатели и философы (Фёдор Достоевский, Николай Бердяев, Александр Солженицын и другие), высказывали свои взгляды о национальном характере русских. Но когда их сравнили с усреднённым портретом русского человека, то сделали вывод: писательские стереотипы вряд ли основаны на описаниях реальных людей.

История происхождения термина

Термин «ментальность» впервые встречается в работах американского философа Ральфа Эмерсона в 1856 году. Затем его стали использовать другие философы, а популяризировал французский писатель Марсель Пруст.

Марсель Пруст

Марсель Пруст

Французский философ, антрополог и этнолог еврейского происхождения Люсьен Леви-Брюль (1857−1939) обозначил словом «менталитет» (от нем. mentalität — ум, мышление, образ мыслей) «доисторическое мышление», свойственное первобытным людям. Так профессор разграничивал современного человека и древних людей, которым, как он считал, были свойственны мистификация, нечувствительность к практическому опыту и наблюдаемым закономерностям.

Затем понятие менталитета популяризировала «Школа „Анналов“», которую создали французские историки Марк Блок и Люсьен Февр в конце 1920-х годов для изучения «истории в целом». Основатели школы и их последователи анализировали представления о жизни и ценностные установки людей разных эпох (так называемую историю ментальностей).

Именно образ мыслей человека, по их мнению, и определял исторический процесс, дух эпохи.

Именно анналисты придали термину современный смысл.

Так, историк Жак Ле Гофф писал, что менталитет — это то общее, что индивид разделяет с другими людьми своего времени, и выражается оно в повседневном автоматизме поведения, «безличном содержании мышления». То есть человек не осознаёт, в чём именно проявляется его менталитет, так как для него это какие-то обыденные вещи, которые делают все.

В Россию термин «менталитет» перекочевал в XX веке. В толковом словаре Ушакова (1935−1940) это понятие ещё не упоминалось, а в 1949 году вошло в толковый словарь Ожегова в значении «мировосприятие, умонастроение». Причём слово «менталитет» характеризовалось как книжное — то есть характерное для письменной речи.

Советский и российский историк Арон Гуревич утверждал, что менталитет — это особый уровень общественного сознания, в котором мысли тесно переплетены с эмоциями и привычками. Люди, по его мнению, действуют под влиянием менталитета, «сами того не замечая».

В первоначальном и современном понимании термина есть общее — «предустановленность» некоего набора оценок и ориентиров. То есть, например, первобытный человек был уверен в сверхъестественном характере происхождения грома и молнии и не пытался вникнуть в их истинные причины. Так и у современного человека менталитет, как считается, затрудняет восприятие нового опыта и новых сведений.

Цитаты о менталитете

Си Цзиньпин
генсек ЦК Коммунистической партии Китая

В сегодняшнем мире всё ещё свирепствует менталитет холодной войны. Односторонняя гегемония, блоковая конфронтация и политика силы напрямую угрожают всему миру и безопасности всех стран. (На переговорах с Владимиром Путиным).


Сергей Кириенко
первый замруководителя администрации президента РФ

Западные политики посчитали, что мы такие же, как они. Они не учли дух, менталитет россиян, для которых есть вещи гораздо более важные, чем возможность приобрести тот или иной товар в магазине. (На просветительском марафоне общества «Знание».)


Юнус-бек Евкуров
замминистра обороны РФ, экс-глава Ингушетии

Если у Европы есть свои ценности — они не сегодня зародились. Я думаю, что ЛГБТ ещё тогда было. Это их традиционные вещи. Ни для Кавказа, ни для России, ни для славян в целом нет такого понятия. У нас не было такого никогда в традициях. Нам надо понять, что мы никогда не будем европейцами. По менталитету мы ими не будем. У нас из европейского только евроремонт.


Александр Хинштейн
депутат Госдумы РФ

В Россию, как правило, приезжают за лучшей жизнью отнюдь не лучшие представители своих народов. Это зачастую не врачи, музыканты или доктора наук, а малограмотные, не имеющие специальности люди, готовые работать буквально за тарелку похлёбки. Конечно же, их дети — и по воспитанию, и по менталитету, и по культуре — отличаются от детей коренных россиян. Дело не в национальных различиях, а именно в цивилизационных.



Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии „Секрета фирмы“». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.